Ответы@Mail.Ru: морфологический разбор слова новизна
Новизна – имя существительное. I Обозначает предмет: что? новизна. Н. ф. – новизна II Морфологические признаки: постоянные – нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения; непостоянные – в единственном числе, именительном падеже. III (Что?) новизна (подчеркните одной чертой, так как это, скорее всего, подлежащее, хотя может быть и сказуемым – смотрите своё предложение).
Часть речи: существительное Род: женский Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный
Новизна-имя существительное, обозначает предмет Нач. ф-новизна Морф. признаки: постоянные-нарицательное, неодушевлённое, ж. род, 1 склонение непостоянные-единственное число, Им. п
головой надо думатьtouch.otvet.mail.ru
2.6.3. Новизна
К изобретению предъявляются требования абсолютной мировой новизны.
Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники.
Для оценки новизны изобретения в первую очередь исследуют уровень техники, при этом выявляют аналоги изобретения. Для удобства в работе составляют регламент поиска.
Под аналогом понимают средство того же назначения, известное из сведений, ставших общедоступными до даты приоритета, совокупность признаков которого сходна с совокупностью существенных признаков изобретения.
Единство назначения средств устанавливается исходя из выполняемой ими функции с учетом области использования изобретения. Название изобретения содержит сведения о его назначении, но при поиске аналогов не следует ограничиваться лишь одним названием изобретения. Необходимо выбрать классификационные рубрики также по синонимам названия изобретения, так как нельзя гарантировать, что искомое средство отражено именно под данным названием.
Из найденных средств одного назначения целесообразно отобрать основанные на общем с изобретением принципе работы, действия, воздействия на обрабатываемый предмет и т. п.
Новизну изобретения проверяют в отношении совокупности всех существенных признаков. Для этого сравнивают совокупность существенных признаков изобретения с совокупностью признаков каждого из аналогов. Эту работу удобно проводить С помощью таблицы, в первую графу которой следует записать совокупность всех существенных признаков изобретения, а в последнюю — признаки аналогов, причем запись признаков по горизонтали должна осуществляться с учетом общности выполняемой ими функции. Следует стремиться к одинаковой степени раскрытия признаков изобретения и аналогов. Например, если к числу существенных признаков изобретения относится температурный режим выполнения той или иной операции (например, нагревают воду до 40-500С), то и в аналоге, если присутствует сходная операция, следует указать на режим ее проведения (нагревают воду до 80-900С).
После установления новизны из аналогов выбирают его прототип.
Прототип — это аналог изобретения, наиболее близкий к нему по совокупности признаков. Алгоритм определения прототипа из аналогов достаточно прост и предполагает из отобранных аналогов выделение того, который совпадает по максимальному количеству признаков с изобретением.
Для одного изобретения должен быть выбран только один прототип, т. е. конкретное средство, описанное в одном из источников информации. Выбор так называемого «сборного» прототипа недопустим.
Прототип необходим для составления формулы изобретения. Сравнивая существенные признаки изобретения с прототипом, выделяют общие и отличительные. Решения, содержащие отличительные от прототипа признаки, входят в уровень техники, который учитывается при оценке изобретательского уровня.
2.6.4. Изобретательский уровень
Этот критерий призван оценить творческий характер изобретений, которым предоставляется правовая охрана. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Следовательно, изобретательский уровень определяется через отношение специалиста к уровню техники.
Специалист — это лицо, сведущее в конкретной области знаний и практической деятельности.
Решение не будет обладать изобретательским уровнем, если специалист обнаружит прямое указание на взаимосвязь между использованными в изобретении средствами (отличительными от прототипа признаками) и искомым результатом или если от специалиста требуется чисто логический вывод, основанный на известных сведениях о такой взаимосвязи. Но изобретение не может быть признано несоответствующим данному требованию из-за его кажущейся простоты и раскрытия в материалах заявки механизма достижения технического результата, если такое раскрытие стало известно не из уровня техники, а только из материалов заявки.
Изобретение будет обладать необходимым для предоставления ему правовой охраны изобретательским уровнем, если из предшествующего уровня техники нельзя выявить влияние отличительных от прототипа признаков на достижение того технического результата, который обеспечивает изобретение. Для проверки изобретательского уровня необходимо провести поиск источников, которые могут содержать признаки, идентичные существенным отличительным.
При исследовании уровня техники возможны две ситуации.
1. Источники с искомыми признаками не обнаружены.
Значит, признаки новы, неизвестны и нельзя говорить об известности их влияния на технический результат. Следовательно, изобретательский уровень есть. Описанная ситуация может иметь место в том случае, если предложено деталь в известном устройстве выполнять из нового материала. Требованию изобретательского уровня соответствуют и пионерские изобретения, а также принципиально новые решения известных задач.
2. Источники, содержащие искомые признаки, обнаружены. Если из них выявляется влияние изучаемых признаков на достижение такого же технического результата, как и в изобретении, оно не отвечает требованию изобретательского уровня.
Не могут быть признаны изобретением решения, сущность которых заключается:
а) В дополнении известного средства известной частью, присоединенной к нему по известным правилам, для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно таких дополнений. Например, известный прибор для измерения объема газа снабжен анализатором газа, в результате чего при измерении объема смеси различных газов можно устанавливать и состав этой смеси. При условии известности анализатора результат рассматривается как известный.
б) В замене одной части другой известной частью для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние такой замены. Например, в устройстве для измерения параметров дыхательного газообмена датчик концентрации кислорода А заменен на другой — В, что позволило повысить быстродействие прибора. Из уровня техники известно, что датчик В обладает требуемыми параметрами, что и обуславливает результат.
в) В исключении части (элемента, действия) с одновременным исключением, обусловленной ее наличием функции и достижения при этом обычного для такого исключения результата. Например, из известного способа исключили прием очистки конечного продукта. В результате способ стал дешевле, продолжительность сократилась, но продукт получили неочищенным.
г) В увеличении количества однотипных элементов, действий для усиления технического результата, обусловленного наличием в средстве именно таких элементов, действий.
д) В выполнении известного средства или его частей из известного материала для достижения технического результата, обусловленного известными свойствами материала. Например, для повышения термостойкости изделия его выполняют из известного более термостойкого материала.
е) В создании средства, состоящего из известных частей, выбор которых и связь между которыми осуществлены на основании известных правил, рекомендаций, и достигаемый при этом технический результат обусловлен только известными свойствами частей этого объекта и связей между ними. Например, предложена электрическая схема для измерения какого-либо параметра, которая включает стандартные блоки, связанные между собой по правилам, известным из электротехники.
ж) В применении известного объекта по новому назначению, если новое назначение обусловлено его известными свойствами, выполнением и известно, что именно такие свойства, структура, выполнение необходимы для реализации этого назначения.
Не могут быть признаны соответствующими изобретательскому уровню решения, которые основаны на изменении количественного признака, представлении таких признаков во взаимосвязи, если известен факт влияния каждого из них на технический результат и новые значения этих признаков или их взаимосвязи могли быть получены из известных закономерностей. Например, для повышения термостойкости композиции увеличим количественное содержание какого-либо ингредиента. Поскольку из уровня техники известно, что при увеличении количественного содержания этого компонента термостойкость повышается, то изобретательского уровня нет.
studfiles.net
3. Новизна. Нищета историцизма
Широкомасштабные социологические эксперименты нельзя считать экспериментами в физическом смысле слова. Их целью является не увеличение знания, а достижение политического успеха. И выполняются они не в лаборатории, отгороженной от внешнего мира; напротив, само их проведение влияет на состояние общества. Их никогда нельзя повторить в точности, поскольку предыдущий эксперимент уже изменил начальные условия.
Последний аргумент заслуживает более подробном разбора. Как уже говорилось, историцизм отрицает возможность повторения широкомасштабных социальных экспериментов в условиях, которые были бы в точности подобны предыдущим, поскольку на них воздействует первый эксперимент. В основе этот аргумента лежит идея, что у общества, как у организма, имеется своего рода память, в которой сохраняется его история.
В биологии об истории жизни организма говорят постольку, поскольку организм частично обусловлен прошлыми событиями. Если события повторяются, то они теряют для воспринимающем их организма характер новизны, в них появляется нечто привычное. Именно поэтому восприятие. повторившегося события — не то же самое, что восприятие исходного события. Восприятие повторения является новым восприятием. Повторение уже наблюдавшихся событий может поэтому вызывать в наблюдателе новые восприятия. Повторение образует новые привычки, оно сопровождается и новыми привычными условиями. Поэтому сумма всех условий — как внешних, так и внутренних, — при которых мы повторяем эксперимент с организмом, не может походить на условия первого эксперимента так, чтобы можно было говорить о подлинном повторении. Ибо в организме, который учится на опыте, даже точное воспроизведение условий окружающей среды сопровождалось бы новыми внутренними состояниями.
Согласно историцизму, общество тоже воспринимает: у него тоже есть своя история. Быть может, оно учится чересчур медленно на (частичных) повторениях своей истории, но это несомненно происходит в той мере, в какой оно частично обусловлено своим прошлым. В противном случае традиции, традиционная привязанность и неприязнь, доверие и недоверие не играли бы такой важной роли в социальной жизни. Подлинное повторение в социальной истории невозможно. Это означает, что новые события происходят постоянно. История повторяется, однако она никогда не повторяется в точности, особенно если события исторически значимы и оказывают продолжительное воздействие на общество.
В мире, который описывает физика, ничего по-настоящему нового не происходит. Даже в новой машине мы всегда можем увидеть перекомбинацию старых частей. Новизна в физике — это просто иные расположения и перекомбинации. Напротив, социальная новизна, как и биологическая новизна, является новизной подлинной. Это истинная (real) новизна, не сводимая к иному расположению [известных] частей. Ибо в социальной жизни известные факторы, расположенные по-новому, уже не являются теми же самыми старыми факторами.
Так, где ничто в точности не повторяется, всегда возникает новое. Это важно при рассмотрении новых этапов или новых периодов истории, существенно отличающихся от других.
Согласно историцизму, нет ничего более важного, чем возникновение нового периода. Этот аспект социальной жизни нельзя изучать так же, как мы изучаем новизну в области физики, т. е. считать ее иным расположением уже известных элементов.
Применить методы физики к наиболее важным сторонам общества невозможно, эти методы неприменимы к делению общества на периоды и к возникновению новизны. Осознав значимость социальной новизны, мы расстанемся и с мыслью, что применение физических методов к проблемам социологии поможет нам разобраться в проблемах социального развития.
У социальной новизны есть еще один аспект. Как мы видим, каждое частное социальное происшествие (happening), каждое единичное событие в социальной жизни в каком-то смысле является новым.
Конечно, оно относится к тому или иному классу событий, может чем-то их напоминать, но в определенном смысле оно уникально. Что касается социологического объяснения, то здесь ситуация весьма отличается от той, с которой мы встречаемся в физике. Возможно, анализируя социальную жизнь, мы обнаружим и интуитивно поймем, как и почему произошло то или иное событие; мы ясно поймем причины и следствия — силы, которые вызвали это событие к жизни, и влияние, которое оно оказало на другие события. В то же время мы поймем, что не способны сформулировать общие законы, описывающие причинные связи. Может оказаться, что обнаруженные нами силы правильно объясняют эту и только эту социологическую ситуацию. Да и сами силы могут оказаться уникальными: раз проявившись в этой социальной ситуации, они никогда больше не вступят в действие.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Содержание
1. Пояснительная записка 3
1.1. Направленность 3
1.2. Новизна 3
1.3. Актуальность 4
1.4. Педагогическая целесообразность 5
1.5. Цели и задачи 6
1.6. Отличительные особенности 6
1.7. Возраст обучающихся 7
1.8. Сроки реализации 8
1.9. Формы и режим занятий 8
1.10. Ожидаемые результаты 9
1.11. Формы подведения итогов 9
2. Организационно-педагогические условия 10
2.1. Материально-технические условия 10
2.2. Требования к педагогическим работникам 10
3. Учебный план 11
3.1. Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 3-4 лет 11
— пояснительная записка 11
— содержание программы 12
— перспективное планирование модуля 12
3.2. Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 — пояснительная записка 26
— содержание программы 26 — перспективное планирование модуля 27
3.3. Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 5-6 лет 41 — пояснительная записка 41
— содержание программы 41 — перспективное планирование модуля 41
4. Календарный учебный график 55
4.1. Календарный учебный график модуля «Волшебное тесто»
дети 3-4 лет 55
4.2. Календарный учебный график модуля «Волшебное тесто»
дети 4-5 лет 55
4.3. Календарный учебный график модуля «Волшебное тесто»
дети 5-6 лет 56
5. Оценочные и методические материалы 57 5.1. Методические материалы 57 5.2. Методы и приемы оценивания 58
6. Список используемой литературы 59
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» (далее – Программа) является авторской программой художественной направленности. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по тестопластике у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
1.2. Новизна.
Программа «Волшебное тесто» включает занятия по лепке из соленого теста, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки — оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.
Занятия лепкой являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения, на занятиях лепкой, в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, упорство, аккуратность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. В отличие от типовой программы, настоящая программа и оригинальна тем, что затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с народным творчеством. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок из теста делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.
1.3. Актуальность.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев и кистей рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков «ручной умелости».
Развитию навыков «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе; помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время. Почему именно тесто? Тесто — это такой материал, который для детской руки более удобен, он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Тестопластика – лепка изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто — материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Техника лепки проста. Ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука и вода.
Еще одной специфической чертой занятии по тестопластике является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
1.4. Педагогическая целесообразность
В создании данной программы педагогическая целесообразность в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, внимания, воображения, логического и образного мышления. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из соленого теста, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Программа основана на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых — личность ребенка, реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает и индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка.
1.5. Цель и задачи программы
Основная цель Программы — создание условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через занятия тестопластикой.
Задачи программы
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи — это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с соленым тестом.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если пропустить определенный этап в освоении, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. О простого задания – к сложному.
3. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
1.6. Отличительные особенности
Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на первый взгляд. На страницах книг по древней истории упоминаются поделки из теста. С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме — это символ богатства и благополучия в семье.
Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста меня побудило то, что по сравнению с пластилином, соленое тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления — не липнет к рукам и очень пластично. Поэтому кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку.
Программа “Волшебное тесто” включает занятия по тестопластике с использованием различного дополнительного (природного, бросового) материала, которые направлены на развитие у дошкольников творчества.
1.7. Возраст обучающихся
Дети младшего и среднего дошкольного возраста (3 – 5 лет).
Возрастные особенности детей 3-5 лет таковы, что ведущим видом деятельности ребёнка в этом возрасте является игра. Те занятия, которые проводятся с детьми, обязательно должны обыгрываться. Общение со взрослым в этом возрасте носит познавательный характер, ребёнку очень важно, чтобы взрослый нёс какую-то информацию. Он является центральной фигурой в жизни ребёнка в этот период. Ребёнок пытается подражать ему, и малышу очень важно, чтобы взрослый признавал его. В этом возрасте у ребёнка начинает формироваться самооценка. Сформируется она только к семи годам, а в возрасте 3-5 лет ребёнок ещё не совсем адекватно оценивает себя и свои способности.
В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движения руки по предмету определяют движения глаз). Зрительное восприятие становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Формируется умение рассматривать предметы.
Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать. В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.
3-5 летний возраст — это период буйного расцвета воображения — первоосновы творчества. Детей этого возраста буквально «сжигает» потребность создавать что-либо из песка и пластилина, в рисунке и музыке, в игре и конструировании. Иначе говоря, этот период детства сензитивен для творческого развития ребенка.
Воображение накладывает отпечаток на психическое и умственное развитие ребенка.
Развивающие занятия для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи). Для успешного освоения этих навыков, а также для того, чтобы задания соответствовали особенностям данного возраста, их необходимо включать в доступные и интересные ребенку виды деятельности, например, лепка.
Дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
rykovodstvo.ru
§ 3. НОВИЗНА ИЗОБРЕТЕНИЯ. Правовая охрана объектов научно-технического творчества
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. II п. 21 Стоит сказать — положения «техническое решение задачи признается новым, если до даты приоритета заявки сущность ϶ᴛᴏго или тождественного решения не была раскрыта в СССР или заграницей для неопределенного круга лиц настолько, что стало возможным его осуществление». Иными словами, новизна — ϶ᴛᴏ неизвестность28 заявленного технического решения на дату приоритета заявки.
С учетом ϶ᴛᴏго правила крайне важно прежде всего на дату приоритета заявки определить уровень состояния техники для того, ɥᴛᴏбы затем можно было сопоставить с ним заявленное решение и установить: находится оно выше ϶ᴛᴏго уровня, на том, Же уровне или ниже его. В первом случае заявленно решение будет новым, во втором может быть признано новым при определенных условиях, в третьем — не неново.
Для определения уровня состояния техники крайне важно собрать информацию об известных на дату приоритета заявки конкретных технических решениях (а) того же назначения, что и заявленный объект, сходных по технической сущности (в) и по дотигаемому результату (г) при их использовании (д). Нужно помнить, такие технические решения именуются аналогами (п. 5.1). Инструкции по государственной научно-технической экспертизе изобретений (ЭЗ-2-74)29. В ϲʙᴏей линейной совокупности они и образуют уровень состояния техники. Так, известно немало способов выборки цыплят из инкубатора, включая ручной. В хозяйствах с передовой технологией эту задачу решают, применяя технику. В частности, используют звуковой сигнал, записанный на магнитную ленту от кур-клушек. В ходе развития техники и технологии было рекомендовано, наряду со звуковым сигналом, использовать световое и. темпера-
28 В практике экспертизы изобретений встречается понятие «негативная новизна», так как нередки случаи, когда «положительный, эффект достигается в результате исключения отдельных узлов, связей, операций в ранее известной конструкции, схеме, технологии, кᴏᴛᴏᴩые берутся в качестве прототипа». Более подробно см.: Фурман. Э. И. К вопросу о понятии негативной новизны. — Вопросы изобретательства, 1971, № 8, с. 57; Цукерник Э. Г. Зарубежная практика оценки патентоспособности объектов с негативной новизной, —В сб.: Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы. Л.: ЛДНТП; 1974, с. 54; Киселев О. М. Негативные отличия изобретений. — Вопросы изобретательства, 1977, № 8, С. 32; Ибрагимов В. Б. Об охраноспособности технических решений с негативной новизной. — Вопросы изобретательства, 1980, № 11, с. 18.
29 Далее: Инструкция ЭЗ-2-74.
18
турное
воздействие30. ß силу ϶ᴛᴏго обстоятельства уровень данной технологии стал
выше. Но при ϶ᴛᴏм возникло противоречие.
С одной точки зрения, повысилась
производительность труда, с другой — увеличившийся. выход основной массы цыплят
в первые минуты повлёк переуплотнение их и гибель. Была подана заявка на изобретение,
разрешающее данное противоречие. Новый способ выборки цыплят из инкубатора
также с помощью сигналов и температурного, воздействия отличается тем, что с
целью уменьшения травмирования цыплят за счет исключения из скученности при
выборке используется искусственно созданный моночастотный сигнал в диапазоне
300-500 гл., интенсивностью 60-70 цб., по 2-3 посылки в секунду длительностью
60-80 мк/сек. Поскольку перечисленные в предложенном способе условия не
вытекали из известного неопределенному кругу лиц уровня техники на дату
приоритета заявки, он был признан новым 31.
Аналоги к заявленному техническому, решению следует искать в многочисленных источниках, кᴏᴛᴏᴩые, с учетом их однородности, можно условно подразделить на четыре группы. В первую группу следует включить «патентные источники»: 1) авторские свидетельства и патенты, выданные в СССР, — по дате их приоритета. Кстати, эта дата приоритета, как и все нижеуказанные, должна предшествовать дате подачи заявки, содержащей анализируемое решение; 2) иностранные патенты, авторские свидетельства и опубликованные заявки — по дате публикации. Вторая группа источников охватывает издания и депонированные рукописи. К третьей группе ᴏᴛʜᴏϲᴙтся все источники, объединяемые понятием «публичные сообщения» 32 и к ним приравненные 33. Четвертая группа
30 См.: Передовой научно-производственный опыт в птицеводстве: Экспресс-информация. — М.: ВИНТИ, 1974, № 3, с. 6.
31 См.: Решение Контрольного совета по отдельным делам. -Вопросы изобретательства, 1979, № 2, с. 49.
32 Публичными сообщениями признаются те, кᴏᴛᴏᴩые доступны в СССР или за границей для ознакомления неопределенному кругу лиц и раскрывают сущность изобретения настолько, что стало возможным его осуществление (Инструкция Э3-2-74)т Не ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к публичному сообщению направление информации определенному кругу лиц, например, на. отзыв, на заключение, эксперту и т. п.
33 К источникам, приравненным к публичным сообщениям, ᴏᴛʜᴏϲᴙт: а) неопубликованные в печати отчеты о научно-исследовательских работах, проектную документацию, нормали, технологические карты и схемы, чертежи, переданные в целях информации в общественную (в т.ч. отраслевую или ведомственную) библиотеку или направленные в другие организации с целью использования или информации, —ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно со дня регистрации в библиотеке, на-
источников — сведения об открытом применении изобретения. Стоит заметить, что они также должны учитываться при подборе аналогов к заявленному техническому решению, со дня начала их открытого применения (п, 50 Стоит сказать — положения) 34.
Указанный перечень источников, из кᴏᴛᴏᴩых черпаются сведения об аналогах к заявленному техническому решению, будет примерным. Аналоги можно заимствовать и из иных источников. Главное, ɥᴛᴏбы содержащиеся в них сведения: 1) раскрывали сущность технического решения, а не просто извещали о том, что та или иная задача решена 35; 2) были доступны неопределенному кругу лиц38 и при ϶ᴛᴏм 3) до даты приоритета заявки37.
После того, как на основании отобранных аналогов определен уровень состояния техники, крайне важно среди
нравления в другую организацию; б) авторефераты диссертаций, изданные на правах рукописи, если они были выставлены для публичного ознакомления в библиотеке в целях информации, — со дня Поступления в библиотеку или со дня выкладки для ознакомления; в) публичные устные доклады, лекции, выступления, если они зафиксированы в установленном порядке (аппаратом звукозаписи или стенографически), —ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно со дня, в кᴏᴛᴏᴩый сделан доклад, прочитана лекция, состоялось выступление.
34 Открытое применение технического решения учитывается, если оно зафиксировано актом, приказом или другим равнозначным им документом, свидетельствующим о действительно состоявшемся, а не о намеченном применении (п. 1.18 Инструкции ЭЗ-2-74).
35 Сущность технического решения признается раскрытой, если сведений о нем достаточно для специалистов данной отрасли знаний, ɥᴛᴏбы его использовать без применения дополнительных творческих усилий.
36 Под неопределенным кругом лиц понимаются лица, кᴏᴛᴏᴩым сущность изобретения стала известна не в связи с их служебным положением (не имеют отношения к Созданию изобретения, его оценке, испытанию, составлению технической документации, утверждению, оформлению заявки, к хранению документов, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к заявке, экспертизе изобретения и т. п.) (п. 1.07 Инструкции ЭЗ-2-74). См.: -Хромушкин Н. С., Левченко Н. П. О понятии «неопределенного круга лиц». — Вопросы изобретательства, 1978, № 11, с. 21-35; Бакастов В. Н„ Дементьев В. Н. Понятие «неопределенный круг лиц».-Вопросы изобретательства, 1982, № 11, с. 17-20. Автор настоящего пособия в вопросе понятия «неопределенный круг лиц» разделяет мнение Бакастова В. Н. и Дементьева В. П.
37 Государственная научно-техническая экспертиза (ГНТЭ) изобретений отказала в выдаче авторского свидетельства в связи с представлением самим заявителем акта о внедрении устройства. на молочно-товарной ферме, утвержденного директором ϶ᴛᴏго хозяйства,15 января 1978 г. Экспертиза отметила, что в данном случае имеет место открытое применение заявленного технического решения, поскольку с момента его открытого применения (15 февраля 1978 г.) до подачи заявки (14 июля 1978 г.) прошло пять месяцев.
20
собранных аналогов определить один, именуемый прототипом. Так, в приведенном выше примере со способом выборки цыплят из инкубатора прототипом ярилось техническое решение, описанное в статье «Передовой научно-производственный опыт в птицеводстве», как ближайшее по технической сущности и достигаемому результату. Важно понимать — оно также характеризовалось воздействием на цыплят звуковым сигналом и обеспечивало возможность механизации выборки, но с меньшей эффективностью по сравнению с заявленным.. Сопоставительный анализ известного способа и нового показал, что последний обладает существенными отличиями, касающимися условий (режимов) осуществления действий (операций). Следовательно, прототип — ϶ᴛᴏ один из аналогов, у кᴏᴛᴏᴩого максимальное количество признаков совпадает либо они будут сходными с признаками заявленного объекта изобретения 38.
Расмотрев материалы заявки, Контрольный совет выяснил факт того, что в акте «отсутствуют какие-либо данные, кᴏᴛᴏᴩые могли бы рассматриваться как доказательства факта открытого применения». (См.: Практика Контрольного совета. — Вопросы изобретательства, 1982, № 8, с. 28)..
В учебных целях изменим условия. Допустим, что акт зафиксировал факт открытого применения данного изобретения, Тогда решающее значение имел бы срок, кᴏᴛᴏᴩый прошел с момента открытого применения изобретения. В случае если со дня начала открытого применения до даты поступления заявки в Госкомизобретений прошло 4 месяца — открытое применение порочит новизну заявленного изобретения, если не прошло, авторское свидетельство может быть выдано. Вместе с тем надо иметь в виду, что автору, изобретение кᴏᴛᴏᴩого уже открыто используется, не следует медлить с подачей заявки в установленном порядке. В противном случае, если между датой начала открытого применения изобретения (например, 1 февраля 1984 г.) и датой поступления заявки в Госкомизобретений, даже в пределах 4-х месяцев (например, 15 апреля 1984 г.), в Госкомизобретений поступит заявка от другого лица, содержащая тождественное техническое решение (например, 10 марта 1984 г.), то между авторами возникнет столкновение прав. Стоит заметить, что оно закончится тем, что автору, изобретение кᴏᴛᴏᴩого уже используется, будет отказано в признании его технического решения изобретением на том основании, что данная льгота (4 месяца) есть льгота по новизне, а не по приоритету. Приоритет будет принадлежать тому автору, чья заявка первой поступила в Госкомизобретений (10 марта 1984 г.). При этом и ему будет отказано в выдаче авторского свидетельства, но по другому основанию — факту открытого применения технического решения до даты приоритета заявки, так как сущность его раскрыта для неопределенного круга лиц настолько, что стало возможным его осуществление (ч. II п. 21, абз. 6 п. 50 Стоит сказать — положения).
38 К сходным признакам инструкция ЭЗ-2-74 относит идентичные и эквивалентный. Идентичными признаками называются такие, кᴏᴛᴏᴩые совпадают по выполняемой функции и форме выполнения, т. е. по конструкции, по материалу, по тех-
21
Определив с учетом изложенных выше требований прототип и противопоставив его в качестве источника заявленному техническому решению, экспертиза руководствуется сложившимся в патентном праве правилом: один пункт формулы — один отдельно взятый источник. Не допускается противопоставлять заявленному техническому решению сборный, так называемый мозаичный прототип, составленный из признаков, кᴏᴛᴏᴩые изъяты из аналогов, определяющих уровень состояния техники39. Установив, что заявленное
нологии и т. л. Эквивалентными называют признаки, совпадающие по выполняемой функции и по достигаемому результату. При определении эквивалентности признаков принимается во внимание их взаимозаменяемость, т. е. признаки, выполняющие одинаковую функцию, могут отличаться по форме выполнения (по конструкции, по технологии или по материалу). Эквивалентность признаков определяется также тем, что использование признака аналога в заявленном объекте не придает последнему дополнительных полезных качеств или существенных преимуществ перед аналогом (п. 6.03. Инструкции ЭЗ-2-74).
На практике возникают трудности, связанные с применением указанных норм. К примеру, заявителем был предложен будильник с сигнальным устройством, отличающийся от известных тем, что с- целью устранения неблагоприятного влияния резкого- звукового сигнала на здоровье людей, для обеспечения постепенности воздействия и возможности пробуждения глухих людей сигнальное устройство выполнено в виде источника запаха, сообщаемого или отделяемого от атмосферы часовым механизмом.
При проведении экспертизы Контрольный совет установил известность устройства для пробуждения спящих, также содержащего сосуд с клапаном для хранения пахучих веществ, связанным с управляющим механизмом (патент США № 2199060, 1940 г.). Анализ известного и предложенного устройства показал, что они эквивалентны. То, что известное устройство предназначено для пробуждения заснувшего за рулем водителя, а предложенное — для пробуждения спящего (отдыхающего) человека в заданное время, не может быть признано существенным отличием, поскольку оба устройства решают ту же задачу. Причем функциональные схемы устройств идентичны. (См.: Решения Контрольного совета по отдельным делам. — Вопросы изобретательства, 1981, № 3, с. 24;
Ускач А. Г. Установление факта использования изобретения в случае замены- признаков, входящих в его формулу. — Вопросы изобретательства, 1983, № 7, с. 19).
39 Так, по одной из заявок ГНТЭ- изобретений отказала в выдаче авторского свидетельства в связи с известностью способа наплавки лежачим пластинчатым электродом, сославшись при ϶ᴛᴏм на монографию Фрумина И. А. «Электрическая электродуговая наплавка» (Киев: Наукова думка, 1961, с. 27) и на известность способа нанесения защитных покрытий с помощью металлизации, описанного в монографии Эситян Э. М. «Плазменно-дуговая аппаратура». (Киев: Отметим, что техника, 1971, с. 46). Рассмотрев материалы заявки, Контрольный совет, в частности, установил: «… признаки, характеризующие данный способ, зависимы и взаимосвязаны, по϶ᴛᴏму согласно п. 6.02 инструкции ЭЗ-2-74 в качестве прототипа должен
22
техническое решение по сравнению с прототипом, определенным экспертом, имеет отличительные существенные признаки, эксперт констатирует: решение отвечает критерию «новизна» 40.
В патентных законах ряда стран наряду с критерием «новизна» установлен еще один, определяющий ее качество. Стоит заметить, что он именуется по-разному: «неочевидность», «существенность отличий», «изобретательский уровень». Патентное ведомство, проводя экспертизу, в ϶ᴛᴏй части руководствуется двумя правилами. При определении новизны действует указанное выше правило, категорически запрещающее противопоставлять в совокупности несколько источников. Зарубежные патентоведы называют такой, неправильно составленный прототип «костюм Арлекина». Напротив, при качественной оценке новизны- уже не действует правило противопоставления «один пункт формулы — один отдельно взятый источник». Экспертиза может на ϶ᴛᴏй- стадии противопоставлять заявленному решению несколько источников в их логической взаимосвязи из числа определяющих состояние техники 41.
Сегодня в советском изобретательском праве также введено правило, позволяющее качественно оценить новизну заявленного технического решения. Кстати, эта новелла в законодательстве будет рассмотрена при изучении критерия «существенные отличия».
Сопоставление прототипа с заявленным техническим решением может привести к одной из четырех ситуаций.
Первая. Заявленное решение окажется ниже «уровня состояния техники», так как будет, например, представлять собой «… техническое решение известной задачи, осуществляемое известным путем с помощью известных средств»42.
быть принят только, один аналог. В ϶ᴛᴏм случае экспертиза неправомерно противопоставила два источника». (См.: Решения Контрольного совета по отдельным делам. — Вопросы изобретательства, 1981, № 4, с. 32).
40 См.: дополнение к абзацу 9 пункта 6.03 Инструкции ЭЗ-2-74 в редакции приказа Госкомизобретений от 20 октября 1982 г. (Вопросы изобретательства, 1983, № 3, с. 60).
41 См.: Мамиофа И. Э. Изобретение — объект правовой охраны: Патентоспособность изобретения: Приложение к учебной программе для слушателей-заочников ЦИПК «Патентное право капиталистических и развивающихся стран».-М.: ЦНИИПИ, 1973, с. 43.
42 См., напр.: Решение Контрольного совета по отдельным делам. -Вопросы изобретательства, 1980, № 2, с. 25,
Вторая. Заявленное решение находится на том же уровне, что и «уровень состояния техники», т. е. совпадает с прототипом по всем существенным признакам и достигаемому результату. Вполне возможно, что в ϶ᴛᴏм случае автор заявки не имел сведений о существовании такого же или тождественного технического решения, но ϶ᴛᴏ уже не имеет правового значения, так как при экспертизе во внимание принимается объективный аспект новизны 43, кᴏᴛᴏᴩый, как известно, не зависит от наличия у заявителя информации о действительном уровне состояния техники. По϶ᴛᴏму крайне важно быть не просто изобретателем, а еще и первым.
Третья. Ее можно назвать удачной для заявителя, поскольку предложенное им техническое решение при сопоставлении с прототипом исключительно одной ϲʙᴏей частью, изложенной в доотличительной части формулы изобретения, окажется ниже «уровня», а в другой части — после отличительной над ним. Эту ситуацию образно можно представить в виде сосуда с жидкостью и плавающим в ней поплавком. Границы сосуда определяют масштабность «уровня состояния техники». Чем больше собрано аналогов, тем больше информации об уровне аналогичных решений. Место поплавка — место аналога-прототипа. Сам поплавок можно сравнить с формулой изобретения, «доотличительная часть» кᴏᴛᴏᴩого находится ниже «уровня» жидкости, а «послеотличительная часть» — над ним. В ϶ᴛᴏй ситуации техническое решение должно быть признано новым, так как в совокупности всех признаков оно состоит частично из известных, а частично — из новых: При ϶ᴛᴏм каждый в отдельности признак может быть известен, но достаточно, ɥᴛᴏбы между ними была новая связь 44.
Четвертая. Идеальный вариант. Создано «пионерское изобретение». Например: «Применение вещества
43 В патентном и изобретательском праве понятие «новизна изобретения» рассматривают в субъективном и объективном аспектах. «Новизна» в субъективном аспекте — ϶ᴛᴏ суждение о ней автора изобретения или других лиц, кᴏᴛᴏᴩое зависит от имеющейся у них информации. При этом ϶ᴛᴏ не ϲʙᴏйство самого изобретения, а субъективное мнение о нем. Напротив, «новизна» изобретения в объективном аспекте — ϶ᴛᴏ качество, внутренне присущее самому объекту независимо от наличия информации у изобретателя и иных лиц.
44 «Заявленное техническое решение признано изобретением, так как обладает существенными отличиями, кᴏᴛᴏᴩые характеризуются наличием новых связей между известными элементами». (См.: Решение Контрольного совета по отдельным делам. -Вопросы изобретательства, 1981, № 11, с. 24.).
тела медузы в качестве добавки в смеси для производства строительных материалов на базе минерального сырья»45. Заявленное техническое решение полностью состоит из новых признаков и, благодаря ϶ᴛᴏму качеству, из числа отобранных аналогов нет достаточно близкого решения, кᴏᴛᴏᴩое может быть отнесено к числу прототипа. Это свидетельствует о значительном опережении достигнутого уровня техники.
При определении новизны заявленного технического решения «уровень состояния техники» должен быть установлен на дату поступления заявки в Госкомизобретений, т. е. на дату приоритета заявки.
Согласно п. 51 Стоит сказать — положения, формулирующего общее правило, приоритет изобретения устанавливается по дню поступления заявки в Госкомизобретений или в министерство и ведомство (на совершенно секретные изобретения) 46, а при наличии спора47-со дня сдачи заявки на почту или со дня регистрации материалов на предприятии, в организации, учреждении или в местном органе ВОИР. В случае, если даты приоритета заявок совпадают, все авторы, упомянутые в заявках, рассматриваются как соавторы. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что приоритет, по
43 См.: Гольберг Б. Медуза не обуза, а драгоценный подарок моря. — Изобретатель и рационализатор, 1983, № 5, с. 14.
46 В. H. Дементьев обращает внимание на два вида приоритета:
приоритет заявки и приоритет изобретения. То обстоятельство, что их даты совпадают, вызывает смещение данных разных правовых категорий. Приоритет заявки — ϶ᴛᴏ момент, на кᴏᴛᴏᴩый определяется ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие данного предложения критериям охраноспособности, в первую, очередь, критерию новизны. Приоритет же юридически признанного изобретения устанавливает временную границу прав, основанных на авторском свидетельстве или патенте. (См.: Дементьев В. Н. Проблемные вопросы приоритета изобретательских предложений. — Вопросы изобретательства, 1980, № 3, с. 13).
47 Более подробно о «наличии спора» см. в статье: Лукашев М. Н. О правовой регламентации приоритета изобретения. — Вопросы изобретательства, 1980, № 2, с. 11. Автор рассматривает распространенное ограничительное понятие «спор», когда он расценивается только как коллизия поступивших в один день заявок на тождественные изобретения, и более широкое понятие термина «спор»: не только как спор между заявителями, но и как спор между заявителем и Госкомизобретений. По мнению М. Н. Лукашева, термин «наличие спора» — ϶ᴛᴏ прежде всего ситуация, когда две или более заявок на тождественные технические решения получают одну дату приоритета. В ϶ᴛᴏм случае Госкомизобретений, даже при отсутствии ходатайства. заявителей, как пишет автор, обязан выяснить, какое именно из поступивших в один и тот же день тождественных изобретений пользуется приоритетом. В. А. Дозорцев считает, что «… стороной по спору о приоритете может быть не любое лицо, а только лица, сами подавшие заявку на аналогичное предложение.» (См.: Дозорцев В. А. О. понятии приоритета. — Вопросы изобретательства, 1981, № 10, с. 7).
действующему законодательству СССР и большинства стран мира, покоится на принципе: правовая охрана предоставляется не первому изобретателю, а первому заявителю 48.
По советскому изобретательскому праву, никакие документы и справки об опытах или иных работах, ранее проводившихся заявителем или автором, ссылки на ранее поданные заявки не могут служить основанием для изменения даты приоритета изобретения (п. 1.17 Инструкции ЭЗ-2-74). Приказом Госкомизобретений от 20 октября 1982 г. № 99 признан утратившим силу п. 1.18 Инструкции ЭЗ-2-74, регулировавший отношения по восстановлению приоритета. Но вместе с тем в целях закрепления приоритета за автором, первым подавшим заявку на изобретение, при обнаружении в процессе экспертизы более ранней заявки другого лица на выдачу авторского свидетельства, содержащей тождественное решение, не признанное изобретением и являющееся единственным препятствием к выдаче авторского свидетельства или патента по рассматриваемой заявке, по более ранней заявке проводится контрольная экспертиза с учетом принятых по ней решений. Данная норма применяется и в том случае, если по более ранней» заявке выдано авторское свидетельство, но содержащееся в ней решение, тождественное позднее заявленному другим лицом, не вошло в состав опубликованного или предназначенного к опубликованию описания 49.
Возможны и другие ситуации. К примеру, если «… новая заявка повторяет или развивает содержание дополнительного материала, представленного тем же автором в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 55 Стоит сказать — положения в течение 2-х месяцев с даты подачи другой его заявки и не принятого во внимание при экспертизе как изменяющего сущность50 заявленного изобретения, то дополнительный материал ранее поданной заявки может служить основанием для исчисления приоритета рассматриваемой
48 Иной принцип
лежит в основе определения приоритета в США и в странах американской патентной
системы. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с § 102 Закона о патентах США учитываются две даты:
«дата создания изобретения» и «дата подачи заявки» в патентное ведомство США.
При определенных обстоятельствах правовая охрана предоставляется не первому
заявителю, а первому изобретателю. (См.: Розенберг, П.
Стоит отметить, что основы патентного права
США.-М., 1979, с. 135—156).
49 См.: Примечание к п. 117 Инструкции ЭЗ-2-74 в редакции от 20.10.1982 г.-Вопросы изобретательства, 1983, № 3, с. 59-
50 См.: Дементьев В. Н. О сущности изобретения. — Вопросы изобретательства, 1982, № 4, с. 6.
заявки по дате поступления ϶ᴛᴏго материала» (п. 1.19 Инструкции ЭЗ-2-74).
В законодательстве предусмотрены и такие случаи, когда изобретение имеет несколько приоритетных дат. Это так называемый множественный приоритет51. Стоит заметить, что он может иметь место при присоединении заявок. Отличительные признаки каждой присоединенной заявки излагаются в виде отдельных дополнительных пунктов, приоритет кᴏᴛᴏᴩых устанавливается по дате подачи ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей присоединенной заявки52 (п. 13.01 Инструкции ЭЗ-2-74).
Советские авторы предполагаемых изобретений могут стать участниками особого вида гражданских правоотношений с так называемым иностранным элементом53. Это возможно, в частности, при приоритетном столкновении с иностранным заявителем. Именно такая ситуация возникает при наличии двух условий: во-первых, во всех случаях заявки должны характеризоваться как объективно идентичные54, во-вторых, они должны поступить в Госкомизобретений либо в один и тот же день, либо заявка иностранного заявителя раньше заявки советского заявителя, но с истребованием так называемого конвенционного приоритета (т. е. в пределах 12-месячного срока, начало кᴏᴛᴏᴩого определяется датой подачи первой правильно оформленной заявки в другой стране — участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности)55.
51 См.: О множественности конвенционных приоритетов в формуле изобретения: Приказ Госкомизобретений от 20 июля 1970 г. № 56.-В кн.: Законодательство СССР по изобретательству.»М.: ЦНИИПИ, 1979, т. 1, с. 191.
62 См.: Чистяков Р. П. Приоритет изобретений в изобретательском праве. — Вопросы изобретательства, 1975, № 4, с. 3.
53 О правоотношениях. с иностранным элементом см. монографии: Лунц Л. А. Международное частное право. -. М.: Юрид. лит., 1970; Богуславский М. М. Международное частное право. — М.: Международные отношения, 1982.
64 См.: Гурьянов П. П., Сольц Л. О., Фурман Э. И. Отметим, что теория эквивалентов и ее использование при толковании формулы изобретения. — М.: ЦНИИПИ, 1971; Диденко В. П. Толкование патентной формулы и теория эквивалентов в судебной практике США.- Вопросы изобретательства, 1978, № 5, Ускач А. Г. Установление факта использования изобретения в случае замены признаков, входящих в его формулу. — Вопросы изобретательства, 1983, № 7, о. 19.
55 СССР будет страной участницей Парижской конвенции с 1 июля 1965 г. См. об ϶ᴛᴏм более подробно в. уч. пособии: Богуславский М. М. Международная охрана промышленной собственности (Парижская конвенция) — М.: ЦНИИПИ, 1967,
27
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Правовая охрана объектов научно-технического творчества — В.И. Жуков. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «§ 3. НОВИЗНА ИЗОБРЕТЕНИЯ») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Правовая охрана объектов научно-технического творчества — В.И. Жуков. в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Правовая охрана объектов научно-технического творчества — В.И. Жуков., 2015. § 3. НОВИЗНА ИЗОБРЕТЕНИЯ.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
§ 3. Новизна социально‑правового исследования.
Новизна социально‑правового исследования сводится к обстоятельному описанию предмета исследования таким, как он существует в реальной жизни и объяснению причин, в силу которых данный предмет существует в таком, а не ином виде. Исследовательский коллектив может также сформулировать предложения о путях совершенствования предмета исследования в направлении, желательном для государства, общества или личности.
Описание того, что есть в реальной жизни, понимается как научный факт, хотя в философии науки не существует единого определения научного факта. Наиболее четко проявляются два подхода. Либо говорят о фактах как реальных явлениях, либо факты понимают как высказывания ученых об этих явлениях, событиях. Одновременно предпринимаются попытки рассматривать факт и как явление, и как знание ученого об этом явлении. В частности, утверждается, что у изложенных двух подходов к пониманию факта имеется «глубокое внутреннее единство: они не столько противоречат, сколько дополняют друг друга; различие состоит в том, что в первом случае больше внимания уделяется содержанию факта, а во втором – его форме. Но как форма не может существовать без содержания, так и научный факт не может быть представлен ни как онтологический, ни как чисто логический феномен, лишь в зависимости от целей исследования одной из этих сторон может быть уделено большее или меньшее внимание»85.
По нашему мнению, научный факт является частью науки, входит в ее состав и может быть только знанием, а не самим реально существующим процессом, предметом, событием, ибо наука есть знание, и только знание и никакие иные компоненты в нее не входят и входить не могут.
Отождествление научного факта с самим явлением также неправомерно, как и отождествление человека с его фотографией. Реально существующее явление и результат его познания хотя и находятся в тесной связи и зависимости, но тем не менее представляют две качественно различные сферы – социальное бытие и мышление. Поэтому научный факт – это, прежде всего, знание о каком‑либо событии, явлении, процессе или их совокупности.
По своей логической природе научный факт представляет собой суждение в форме утверждения или отрицания. В зависимости от того, какая совокупность явлений и процессов, их свойств, связей лежит в основе научного факта, выделяют четыре вида фактов:
• единичные факты, содержащие информацию о том или ином правовом явлении, событии, его пространственно‑временных характеристиках, свойствах, связях. Например, утверждение о том, что Конституция Российской Федерации была принята в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 г., что парламентом в России является Федеральное Собрание;
• единичные факты‑иллюстрации. В таких суждениях не только утверждается или отрицается что‑либо о явлении, событии, но и приводятся частично или полностью сведения о них, содержащиеся в другом источнике. Так, в работе дается отсылка к конкретному нормативно‑правовому акту и одновременно приводится часть или весь текст акта. К фактам‑иллюстрациям относятся также цитаты из работ других авторов, рисунки, фотографии, графические схемы и т. п.;
• обобщенные факты, содержащие информацию о наличии или отсутствии какого‑либо свойства, признака, связи у совокупности сходных явлений и процессов. Это, например, утверждение о наличии в федеральных законах декларативных норм, пробелов и противоречий. Разновидностью обобщенных фактов выступают и суждения, основанные на результатах сравнительно‑правового изучения законодательства двух и более государств;
• статистические факты, представляющие собой количественные характеристики того или иного явления, процесса, полученные в результате специально организованного массового их наблюдения. Статистические факты могут излагаться в виде разного рода таблиц либо вербальных суждений, типа «имеется прямая зависимость между загруженностью судей и качеством их работы, поскольку коэффициент ранговой корреляции между этими факторами является достаточно высоким и равен 0,65».
Как самостоятельный вид научных знаний факты следует отличать от других компонентов общей теории права, в том числе от гипотез, а также всех форм теоретического знания: понятий и категорий, принципов, теоретических суждений.
Научные факты – это всегда достоверные, истинные суждения. Они тем и отличаются от научных гипотез, что всегда содержат истинные, а не проблематические, вероятностные и тем более не ложные сведения. Как знание реального события, процесса факт является абсолютной, вечной истиной, остающейся неизменной даже в период смены одной научной теории другой. Знание события, явления может быть расширено, дополнено некоторыми новыми чертами, штрихами, но имевшиеся ранее сведения от этого не теряют своей достоверности. Научный факт, опровергнутый новым знанием, является с самого начала заблуждением, ложным знанием, но никак не научным фактом.
Гносеологическая суть факта не меняется и на уровне обобщений. Обобщенный или статистический факт позволяет выявить общие, повторяющиеся черты, свойства совокупности наблюдаемых явлений, выявить их количественную сторону. Обобщенные факты являются истинными и в дальнейшем неопровержимыми только по отношению к изученным фактам. Распространение этих выводов на всю совокупность явлений носит условный, вероятностный или, как говорил Г. Гегель, проблематичный характер.
Достоверность, истинность как необходимый признак факта вытекает из основного принципа научного познания – принципа объективности. Факт является первичным научным знанием, фундаментом, на котором возводятся все последующие этажи теоретического знания, и трудно требовать объективности, истинности от теоретического знания, основанного на неточных, приблизительных, недостоверных фактах. Поэтому так высоко ценится в науке принципиальная, честная позиция исследователя в оценке событий, политики государства и т. д.
Фактуальные утверждения, не соответствующие объективной реальности, являются научными фактами лишь по своей внешней форме, но по своей сути являются ложными, т. е. квазифактами. Выявление таких фактов и борьба с ними составляют одну из основных задач научного познания, научной критики, ибо освобождение науки от всего наносного, внешнего, от заблуждений и измышлений является необходимым условием объективного анализа предмета науки и ее успешного дальнейшего развития.
Таким образом, научный факт представляет собой такой вид научного знания, которое является достоверным, истинным и выражается в суждении о явлениях, событиях, процессах, но не раскрывает их сущностных, закономерных и необходимых сторон, связей, отношений.
Признание того, что основная цель социально‑правовых исследований сводится к описанию реального бытия того или иного правового явления, процесса, никак не умаляет значения этих исследований в развитии правовой науки. Благодаря им представляется возможным раскрыть социальную обусловленность определенных правовых институтов, измерить эффективность действующих норм права, определить действенность механизма правового регулирования, получить иные эмпирические знания, без которых невозможно проведение ни одного плодотворного теоретического исследования.
На этапе теоретического исследования с фактами как объективным знанием, должны сообразовываться дальнейшие выводы и положения. С учетом познанных фактов формулируются гипотезы, проверяется способность теоретических знаний объяснять реальные факты, ведется поиск новых теоретических положений, способных объяснить факты, противоречащие наличному теоретическому знанию, формулируются понятия и их определения.
В роли «предпосылки» теоретического знания научный факт сохраняет свое значение и на стадии изложения результатов исследования. Итоги нового теоретического знания объективируются в соответствующих для данной стадии познания формах: понятиях, суждениях, принципах, гипотезах и др. В то же время большая часть фактов, прошедших красной нитью через исследование и послуживших объективной основой получения новых теоретических знаний, остается за рамками документа, уходит в небытие. Но определенная часть фактов все же воспроизводится в научной теоретической работе. На этой завершающей стадии исследования научные факты используются в следующих случаях:
– для описания объекта исследования, раскрытия присущих ему наиболее важных сторон, связей, процессов изменения, развития. Поскольку общая теория права призвана не только объяснять свой предмет, но и описывать формы его непосредственного бытия, то научные факты широко используются для характеристики действующих законов, описания их основных положений, практики организации и деятельности правотворческих и правоохранительных органов;
– для иллюстрации теоретических положений. Абстрактная мысль не может долго быть оторванной от реальных правовых явлений и процессов. Время от времени и она нуждается в соединении с реальными земными процессами. В форме факта‑иллюстрации могут выступать сведения о действующих законах, о состоянии реализации норм права, деятельности органов государства, о положениях, высказанных другими авторами;
– для облегчения процесса восприятия читателями сложного или недостаточно четко сформулированного положения. Хорошо подобранные, интересные примеры необходимы не только для учебников по теории государства и права, но и для любой теоретической работы, ибо восприятие нового всегда представляется достаточно сложным как для обучающегося, так и для искушенного в теории специалиста;
– для обоснования достоверности, соответствия объективной реальности положений, выводов, сформулированных автором. Особенно велика роль фактов в случаях, когда обобщение распространяется на всю генеральную совокупность исследуемых явлений и процессов. Исследователь должен не только констатировать интенсивность проявления того или иного свойства, признака, но и показать, что его вывод соответствует объективному положению дел, основывается на фактах, а не на субъективных представлениях. Именно это требование чаще всего игнорируется современными критиками советского права и советской правовой науки;
– как аргумент, свидетельствующий о недостоверности, субъективности тех или иных положений, выводов. В работах по общей теории права, как и по другим юридическим наукам, тезис о несоответствии утверждения реальным фактам выступает серьезным аргументом о недостаточной научной обоснованности утверждения. Однако это требование нельзя понимать лишь как требование привести высказанное положение в соответствие с наличным бытием. Вполне возможно, что положение верно, и тогда нужно обстоятельно объяснить причины противоречия между сформулированным положением и эмпирически наблюдаемым фактом.
Названные функции на стадии изложения результатов исследования может выполнять любой достоверный, объективно истинный факт. Поэтому выбор совокупности фактов, которая, в конечном счёте, войдет в содержание научной работы, во многом субъективен. Нет прямой связи и между истинностью теоретических положений и количеством фактов. Несомненно, что, чем шире эмпирическая база теории, тем обоснованней выглядят ее положения. Однако нет ни одного правового понятия, категории, достоверность которых считалась бы доказанной при наличии определенного числа эмпирических фактов.
Таким образом, социально‑правовые исследования, призванные построить для правовой науки прочный и надежный фундамент подлинно научных фактов, играют важную роль в научном познании. В то же время эти исследования относятся к начальным этапам научного познания и не способны подниматься на уровень теоретических обобщений и выводов. Процесс формирования теории представляет собой качественно новый этап научного познания предмета правовой науки, требующий применения специальных методов и форм научного знания.
studfiles.net
Часть 3. Новизна
Глава 10. Творцы ощущений
ИНДУСТРИЯ ОЩУЩЕНИЙ
Заглянув за границы простых разработок нынешнего времени, мы также станем свидетелями развития особой индустрии, продукцией которой будут не товары и даже не обычное обслуживание, а запрограммированные «ощущения». Эта индустрия ощущений может оказаться одним из столпов супериндустриализма, а на деле — основой экономики эпохи, грядущей вслед за эрой обслуживания.
По мере того как рост благосостояния и ускорение темпа жизни безжалостно подрубают древнее стремление к собственности, потребители начинают столь же сознательно и страстно собирать ощущения, как некогда собирали материальные предметы. Сегодня — это показывают примеры с авиакомпаниями — ощущениями торгуют, как дополнением к традиционным услугам. Ощущения, так сказать, служат глазурью на пирожном. В будущем, однако, все больше и больше ощущений станет продаваться в собственном своем качестве, точно так же, как вещи.
Именно такой процесс начинается уже сегодня. Он становится все более заметным в некоторых областях индустрии, которые всегда — хотя бы отчасти — занимались производством ощущений. Хороший тому пример — сфера искусства. Индустрия культуры в основном предназначена для созидания или изображения особых психологических переживаний. Сегодня мы видим, как основанная на искусствах индустрия ощущений бурно растет практически во всех высокотехничных странах. Отдых, массовые развлечения, образование, некоторые виды психиатрии тоже «продуцируют» ощущения.
Когда «Средиземноморский клуб» продает туристическую путевку и молодая француженка-секретарша едет на Таити или в Израиль, чтобы неделю наслаждаться солнцем и сексом, ощущения для нее готовятся так же тщательно и систематично, как в фирме «Рено» готовятся автомобили. Рекламы клуба подчеркивают эти цели. Так, заголовок над рекламным разворотом в «Нью-Йорк тайме мэгэзин» гласит: «Соберите 300 мужчин и женщин. Бросьте их на экзотическом острове и избавьте от всех социальных условностей». Сейчас этот французский клуб владеет 34 «деревнями» для отдыха по всему миру.
Когда «Исэйлн инститьют», что в Биг-Сёр (штат Калифорния), предлагает недельные семинары по «телесному обучению» и «невербальному общению» по 70 долл. с персоны или пятидневные практикумы за 180 долл., это обещает не рутинное обучение, а богатые, «приятнейшие» и новые личные ощущения. Эту рекламу многие воспринимают как обещания сексуальных приключений или опытов с ЛСД. Групповые психотерапевтические сеансы и тренировки также дают комплексные ощущения. Иными словами, здесь сходные группы явлений. Подобным образом, когда человек приходит в танцевальную студию Артура Марри или Фреда Астера, чтобы научиться новинкам степа, он действительно может овладеть искусством, которое даст ему радость в будущем, но заодно этот холостяк или незамужняя девушка получает приятные сиюминутные ощущения. Именно переживания, возникающие при обучении, наиболее привлекательны для потребителя.
Все сказанное, однако же, дает лишь самое слабое представление о свойствах грядущей индустрии ощущений и о крупных психологических фирмах, которые будут в ней властвовать.
ИМИТАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Важной разновидностью продукции ощущений будут имитированные «мирки», где потребитель без риска для жизни или репутации ощутит вкус приключений, опасности, сексуального возбуждения. Компьютерщики, роботехники, дизайнеры, историки и музейные специалисты общими усилиями создадут своего рода «территории ощущений», на которых со всем мастерством, доступным изощренной технике, будет воспроизводиться величие древнего Рима, помпезность двора королевы Елизаветы, «сексуальность» дома гейш Японии XVIII в. и тому подобное. При входе в эти храмы удовольствий потребители будут оставлять обычную свою одежду (и заботы), облачаться в соответствующие костюмы и затем участвовать в подготовленном спектакле. Он должен создать у потребителя подлинные ощущения того, что могла бы дать истинная, т. е. неимитированная реальность. Потребителям, по существу, будет предложена жизнь в прошлом или, возможно, даже в будущем.
Производство подобных ощущений развернется скорее, чем мы думаем. Его с отчетливостью предвещает участие зрителей в актах современного искусства. «Хэппенинги», в которых участвует аудитория, можно оценивать как первые неуверенные шаги к будущим имитациям окружающего мира. Это относится и к более ортодоксальным работам. Когда в Нью-Йорке был показан «Дионис в 69», критик определил идеи драматурга Ричарда Шехнера* следующим образом: «Традиционно театр говорил зрителям: «Сидите, а я вам поведаю одну историю». Но почему бы ему не сказать: «Поднимайтесь, и мы поиграем вместе»? Пьеса Шехнера, вольная трактовка Еврипида, призывает зрителей присоединиться к танцам в честь Диониса.
Художники также начали создавать целые «мирки» — произведения искусства, в которые зрители на самом деле могут войти и внутри которых что-то происходит. Шведский «Модерна Музеет» выставляет колоссальную даму из папье-маше по имени Хон (Она), внутрь которой зрители проходят через вагину. Внутри статуи помещаются пандусы и лестницы, мигают огни, раздаются странные звуки и есть нечто, называемое «машиной для битья бутылок»3. Десятки музеев Европы и США сейчас показывают такие «мирки». Художественный критик журнала «Time» предположил, что авторы намеренно бомбардируют зрителя «дурацкими изображениями, эксцентричными звучаниями, потусторонними картинами, имитируя все на свете, от ощущения невесомости до пьяных психоделических галлюцинаций». Такие художники воистину есть «инженеры-экспериментаторы».
На обманчиво убогой улице Южного Манхэттена, застроенной фабриками и складами, я посетил «Церебрум», или «электронную студию соучастия». Почасовая оплата; клиентов вводят в поразительно белый зал с высоким потолком. Они снимают платье, надевают полупрозрачные одежды и с удобством располагаются на белых возвышениях, заваленных подушками. Привлекательные «гиды» обоего пола, также прикрытые лишь легкими накидками, подают каждому клиенту стереофонические наушники и прозрачную маску, а затем время от времени подносят шарики, калейдоскопы, тамбурины, пластиковые подушки, кристаллики, конфеты, слайды и аппаратики для просмотра слайдов. В ушах звучит то народная, то рок-музыка; ее перебивают обрывки телевизионной рекламы, уличных шумов и лекции Маршалла Маклюэна или, возможно, лекции о нем. Музыка становится более волнующей, и клиенты вместе с гидами начинают танцевать на возвышениях и белых ковровых дорожках. С потолка плывут вниз мыльные пузыри. «Хозяйки» снуют между ними, прыская в воздух разными благовониями. Огни меняют цвет, и на клиентах, гидах, стенах возникают странные изображения. Общее настроение, вначале холодное, становится теплым, дружественным и умеренно эротичным4.
«Церебрум», это примитивное и в художественном, и в техническом отношении заведение, — скромное предвестие «увеселительного суперкомплекса «Окружающий мир» стоимостью в 25 000 000 долларов», авторы которого с энтузиазмом объявляют, что в один прекрасный день они его построят. Какими бы эти люди ни оказались художниками, подобные эксперименты — прямая дорога к более изощренному строительству псевдомиров будущего. Уже сегодня молодые художники и устроители спектаклей, в которых участвуют зрители, ведут исследования для будущих психофирм и готовят им почву.
ЖИВОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Знания, полученные при этих исследованиях, позволят соорудить фантастические имитации мира и, кроме того, создать сложное живое окружение, которое, с согласия потребителя, будет подвергать его опасностям или вознаграждать. Достаточно бесцветный вариант такой игры — современные сафари в Африке. В будущем творцы ощущений могут, например, устраивать казино, в которых потребитель играет не ради денег, а ради ощущений: скажем, при выигрыше он получает свидание с очаровательной и податливой дамой, а при проигрыше — сутки одиночного заключения. По мере повышения ставок назначаются все более изысканные вознаграждения и наказания.
Проигравший может несколько дней служить «рабом» у выигравшего (по добровольно принятым условиям игры). Вознаграждением может быть бесплатное электронное возбуждение центра удовольствия в мозгу — скажем, на десять минут. Проигравший получает порку либо ее психологический эквивалент: выигравшим разрешается целый день изливать на него свою агрессивность и враждебность — глумиться над ним, кричать, браниться и ущемлять «я» проигравшего иными способами.
Игроки по-крупному могут пытаться выиграть сердце или иной орган для пересадки, если такое понадобится на будущее. Проигравшим будет грозить утрата почки. Создатели ощущений могут обращаться за идеями к Крафт-Эбингу или маркизу де Саду. Их возможности будут ограничены лишь воображением, техническим снаряжением и повсеместно ослабленной моралью. Поднимутся города игорных домов, затмевающие Лас-Вегас и Дювилль, соединяющие в себе черты Диснейленда, всемирных ярмарок, мыса Кеннеди, клиники Мэйо*, притонов Макао**.
Комплексные ощущения, ожидаемые в будущем, уйдут далеко за пределы воображения богатых потребителей; все вокруг будет наполнено бессчетными новациями. Психофирмы будут наперебой создавать самые диковинные, самые приятные ощущения. Скорее всего некоторые из этих ощущений — как в случае со шведской «топлесс-моделью» — будут выходить за пределы даже грядущих, расширенных социальных ограничений. Их могут скрытно предлагать публике незарегистрированные, подпольные психофирмы, и это лишь придаст ощущениям волнующий привкус запретного плода.
(Скрытно действует древнейшая разновидность индустрии ощущений — проституция. Кроме нее, в этот подпольный бизнес входит много других незаконных видов деятельности, но ему недостает воображения и технических средств. В будущем все изменится. Напрашивается простое сравнение с возможностями общества, которое к 2000 г. — или даже раньше — создает роботов, совершенные компьютеры, индивидуальные наркотики, стимулирующее и приносящее удовольствие зондирование мозга, равно как иные технические новинки.)
Разнообразнейшая продукция ощущений, предлагаемая потребителю, будет разрабатываться дизайнерами ощущений, рекрутируемыми из наиболее творческих членов общества. Рабочая поговорка у них будет такая: «Когда не можешь подать на стол реальность, найди заменитель. Если хорошо сработаешь, потребитель в жизни не заметит разницы». Границы между реальным и ирреальным будут размываться, и общество встретится с серьезными проблемами — что не отменит и даже не замедлит возникновения «индустрии психообслуживания» и «психофирм». Огромные синдикаты, опоясывающие весь мир, будут сооружать сверхдиснейленды, столь разнообразные по масштабам, возможностям и эмоциональному воздействию, что сегодня это трудно себе представить.
Поэтому мы можем лишь наметить смутные очертания сверхиндустриальной экономики будущего, идущей на смену экономике обслуживания. В сельском хозяйстве и промышленном производстве будет занято все меньше и меньше работников, поскольку обе отрасли станут почти полностью автоматизированными. Оформление этой новой продукции и процесс разработки более прочной и красивой, более эмоционально насыщенной и «психологичной» упаковки, напротив, потребует всей изобретательности самых лучших и находчивых предпринимателей завтрашнего дня.
В конце концов мы увидим неудержимый рост компаний, уже целиком занятых производством ощущений, увидим формирование абсолютно новых предприятий, как коммерческих, так и некоммерческих, которые станут разрабатывать, комплектовать и распространять спланированные или программированные ощущения. Искусства станут — как сказали бы Рёскин или Моррис* — служанками индустрии. Психофирмы и другие предприятия будут нанимать множество актеров, режиссеров, музыкантов и оформителей. Рекреационная индустрия будет расти, поскольку сама природа досуга начнет определяться в терминологии ощущений. Средства связи и компьютеры также найдут для своих машин и программ важный рынок в производстве ощущений. Короче говоря, отрасли, которые тем или иным способом связаны с технологиями, воздействующими на восприятие, отрасли, производящие что-то, кроме материальной продукции и традиционного обслуживания, будут расширяться наиболее стремительно. В итоге творцы ощущений создадут основной — если не главный — сектор экономики. И тогда процесс психологизации будет завершен.
studfiles.net