Древние греки внешность – Как выглядели древние греки? Они были похожи на современных кавказцев или были все голубоглазыми блондинами?

Содержание

Как выглядели древние греки? Они были похожи на современных кавказцев или были все голубоглазыми блондинами?

Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:

греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие — последствия турецкого завоевания.

НО,

«Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками».(Википедия).

Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме: www.greek.ru

Спасибо пользовательнице Olga R.:

«Греки никогда не были «однородным» этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы — высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово «полностью» здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях — например, на некоторых островах — до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.

Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции — но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно «белых и кудрявых» греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности).»

«- Тогда откуда появился и закрепился такой «классический» греческий образ?

— Благодаря» западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых — то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и «стереотип» (отнюдь не основанный на исторических данных.

«Беловолосые блондины тоже, конечно, называются «ξανθοι» (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета.»

«Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого.»

«…Дело в том, что внешность древнегреческих богов была как бы символом их сущности — то есть зависела не от того, как выглядели почитатели этих богов, а от «свойств» самих богов. Так, золотые волосы Аполлона — это символ Солнца. «Серые» глаза Афины — на самом деле не серые, а «совиные»: A8hna glaukwphs (толкование этого слова как «серые» появилось потому, что древнегреческое слово glaux — «сова» — переводчики нового времени перепутали со словом glaukos — «серый» или «голубой»). Сова была символом и одним из воплощений богини Афины; многие ученые считают, что изначально Афина была богиней смерти и почиталась в образе совы (типичный неолитический образ смерти и погребения). Кстати, существуют изображения Афины с головой совы.»

А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с «греческими профилями»(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.

Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще — заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники — на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:

Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.

Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди «истинных арийцев»:

Тем более, что южные итальянцы (т.е., жители Неаполя и Сицилии) во многом — потомки греческих колонистов.

Так выглядели жители этих областей в античное время:

А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:

А вот — греческий колхозник из фильма «День, когда всплыла вся рыба» Чем не древнегреческий бюст философа?):

thequestion.ru

Физически древние греки выглядели как современные: исследования антропологов

Древние эллины физически не отличались от современных.


Антропологические данные

Ранние антропологи обычно полагали, что греки были, преимущественно, представителями средиземноморской расы. Таких взглядов, например, придерживались Серджи и Рипли.

Бакстон в одной из своих работ разделяет мнение своих предшественников, хотя он замечает, что брахикефальный элемент присутствовал среди греков уже на раннем этапе, и что среди греков уже на раннем этапе были распространены альпийско-средиземноморские сочетания.

Александр Македонский

Американский антрополог Кун соглашается с тем, что греки представляют собой альпийско-средиземноморское сочетание с небольшой нордической составляющей, будучи «remarkably similar» (представляют собой необыкновенное подобие) своим древним предкам.

Наиболее полное исследование греческих останков, начиная от эпохи неолита, до современности, было проведено американским антропологом Лоуренсом Энджелом , который установил факт, свидетельствующий о том, что на ранних этапах расовая изменчивость в Греции была на 7 % выше среднего числа, указывая на то, что антропологический состав греков был изначально разнообразным в пределах европеоидной расы .

Энджел отметил то, что с древности “расовая непрерывность в Греции является поразительной”.

Бакстон , который ранее изучил греческий скелетный материал и провел антропометрические измерения современных греков, особенно на Кипре, находит т, что современные греки “обладают физическими особенностями, не отличающимися по существу от представителей из прошлого [древние греки].”

А вот как выглядят знаменитые древне-греческие герои, которых мы привыкли видеть только в виде статуй..

АмазонкаАфродитаАпполонАфинаЕще одна версия АфиныНикаВенера Милосская

1gr.tv

особенности характера, внешность и стиль в одежде

Мужчины Греции известны на весь мир своими завораживающими голосами и телами античных богов. Полный йода морской воздух этой страны с обилием морепродуктов отразился на темпераменте греческих мужчин. Любовники Эллады неоднократно занимали первые места рейтингов мужской сексуальности.

Менталитет

Менталитет греков унаследовал черты, ярко проявляющиеся в легендарных мифах Древней Греции. Они романтичны, склонны к завоеваниям и открыты.

Поскольку Греция живет за счет туристического бизнеса, в ней полно русских путешественников. Часто наблюдаемая картина – как среди флиртующих греческих мужчин раскрываются холодные, недооцененные соотечественниками женщины с русского севера, открывая в себе обольстительниц и коварных красавиц.

Достоинства

Есть и сходства с русским менталитетом. Представители этой страны являются в большинстве своем православными христианами и тепло относятся к русским, они гостеприимны и доброжелательны. Они отличаются простым мировоззрением, получают удовольствие от всего, чем бы ни занимались. Их особенность – умение жить «здесь и сейчас», абстрагироваться от всего, что вызывает уныние и тоску. Даже только что сокращенный с работы, разорившийся греческий мужчина может пойти повеселиться с шумной толпой, и это здесь в порядке вещей.

Повальная лень в этой стране — чистой воды миф. В свободное от праздников время наследники Эллады трудолюбивы. Нередко рабочие дни начинаются в 5 утра. Греческие мужчины часто сами содержат всю семью, взваливая на себя все традиционные мужские обязанности, их жены не работают. Особенно это касается мужчин высокого статуса – у таких всегда неработающие жены, занимающиеся домом и детьми.

Несколько менялось положение с кризисной ситуацией в стране. Тогда женская часть населения выходила на работу в наиболее тяжелые периоды времени.

Отдельным пунктом выделяется эмоциональность любого грека. Порой можно увидеть двух ссорящихся не на жизнь, а на смерть мужчин, а на деле это они просто миролюбиво обсуждают погоду. Обладая повышенным эмоциональным интеллектом благодаря постоянному выражению собственных чувств, греки являются очень внимательными собеседниками. Находясь в ладу с собственным внутренним миром, они обладают умением тонко чувствовать окружающих людей и их эмоции. Так, в разговоре с ними может казаться, что они слушают настолько внимательно, будто всем телом. Взгляд грека направится в сторону только, если происходит нечто крайне неладное. Ну либо мимо проходит интересный представитель противоположного пола. Погруженность в собственный внутренний мир рыбаков из Греции была воспета и стала легендарной. Это неудивительно: лишь люди с такой развитой эмоциональной сферой могут уходить в такую глубокую притягательную задумчивость с такой же отдачей, с какой предаются всевозможным чувствам.

Ключ к сердцу

На глубинных уровнях своего подсознания каждый грек считает себя наследником богов и полноправным владельцем планеты. По меньшей мере владельцем пакетов акций на нее. Поэтому характерная мужская черта – потребность быть покровителем – у греческих мужчин развита особенно сильно. На генетическом уровне он стремится учить, и дух его оживает, когда такую возможность ему дают. И наоборот, он чувствует себя несчастным, когда чувствует, что его опыт никому не нужен.

Греческий мужчина стремится стать ментором, и в его обращении часто скользит нечто хозяйское. Это проявляется в отношениях со всем окружающим миром. Он может начать обучать собеседницу чему угодно, даже если в этом не разбирается. А так как женщин и общение с ними мужской пол этой нации просто обожает в любом возрасте, происходит это очень и очень часто. Даже седовласый грек не упустит возможности долгим взглядом провожать любую представительницу прекрасного пола, причмокнув ей вслед. И к этому нужно быть готовой, нужно понимать, что на самом деле за этим стоит. В этой особенности прячется любопытный ключ к мужскому сердцу любого грека. Ведь он внезапно может обнаружить женщину, рядом с которой в нем будет просыпаться Зевс, покровитель всего мира.

Недостатки

Греки далеко не всегда выполняют свои обещания. Некая беспечность в этом вопросе – характерная черта целой нации. Эти люди просто живут сегодняшним днем и отличатся беспечностью в вопросах будущего. Они безмятежны и философски спокойны в вопросах жизни.

Тем не менее достаток греческая нация любит. Любой отдых проходит на широкую ногу. Нормальным считается спустить на ветер весь свой доход за месяц за одну вечеринку. Греческий мужчина накормит весь бар за свой счет, будет заказывать вино и море закусок, и ничего, что завтра проснется с пустыми карманами. Ведь его щедрость останется в памяти участников на долгое время. И никогда грек не возьмется за голову при воспоминании о потраченных деньгах, прошлое и будущее для него не так важны, как конкретный момент, эмоции от которого будут греть его еще какое-то время.

Походы в рестораны являются чуть ли не главной статьей расходов в жизни любого представителя этой нации. В каждом населенном пункте открыты десятки таверн. Порой кажется, их тысячи, и это явный перебор в расчете на душу местного населения. Тем не менее они все оказываются заполненными в вечернее время суток. Греки не так любят собираться по домам, как в тавернах. Душные заведения часто оказываются набиты буквально битком, но это никого не смущает. Непривыкшему человеку наверняка будет непонятно, где в таких условиях место отдыху. Однако такие вечера, протекающие в атмосфере эмоционального дружеского общения, являются излюбленным местом для греков, чтобы спрятаться от текущих проблем. Денег на еду греки никогда не жалеют. Впрочем, среднестатистические зарплаты до недавнего времени позволяли регулярные посещения таверн с заставленными полностью вкуснейшими закусками столами.

Не исключено, что такие национальные черты и привели к огромному дефолту в Греции. Греки просто продолжали жить, позволяя себе вещи не по карману, не думая о важных шагах для выравнивания экономики. И в тот же момент то, как они ценят каждый миг, не может не привлечь внимания к этим любящим жизнь людям.

Отношения полов

Греческий народ отличается чувственностью. Даже люди высокого статуса обладают лишь кажущейся сдержанностью. Это не удивляет с учетом того, что с детства все в стране воспитывались не на классических мультфильмах, а на весьма адюльтерных мифах.

Отсюда и стремление в общении затрагивать самые сокровенные темы. Бесстыдные рассказы, когда и сколько, украшаются выразительными подробностями. Не нужно удивляться распространенности подобных задушевных разговоров в греческих кругах. Они никогда не были пуританами.

Распространены попытки женатых красивых греческих мужчин соблазнять любых представительниц прекрасного пола. Нередко закручиваются мимолетные романы. В отличие от ситуации в нашей стране, это обычно не ведет к расколу в отношениях с женами. Мужья, вступая в мимолетные связи, добавляют перчинки в повседневность, однако с женами не разводятся. Греческие жены обычно вполне уверенные в себе, подобные королевам в пчелином улье. Они лишь с небрежностью отмахнутся от супружеской измены и скажут, что бедный муж не способен и кошке сказать нет.

И часто жены ведут себя похожим на мужчин образом. Существуют в греческом обществе поговорки в стиле «Наставь мужу рога и не прибегай к колдовству и зелью». Таков зачастую греческий сценарий счастливой, полной благополучия семьи. Обычно чем больше склонна к неверности жена, тем меньше муж подозревает ее в изменах.

Издревле греческое общество даже в патриархальных устоях соблюдало относительное равенство полов. Все женское население Эллады получало образование. Чтению и письму одинаково в одних и тех же школах обучались девочки и мальчики.

Отношение к сексу

Очень отличается подход южан от жителей северных широт к отношениям полов в данной сфере. Это в полной мере распространилось и на эмоциональных греков. К сфере человеческой сексуальности они относятся по-особенному. Сюда не добрались строгие концепции греха, и секс не считается запретным, аморальным. Греки говорят: «Если бы Бог хотел, чтобы люди не занимались любовью без цели продления рода – он бы их физиологию сделал подобной животным – течка строго раз в год». Никакие нравоучения церкви не сумели подавить их здоровое отношение к собственному телу и естественным отношениям полов.

Греховность вообще не сумела пустить глубоких корней в культуре Эллады. Никогда у них не было подобных «жизнь во грехе» концепций. Так, представительницы женского пола не меняют фамилий при свадьбе. За детьми остается выбор любой фамилии. Не понять сходу, расписана ли пара. Вне зависимости от семейного статуса мужчину и женщину называют «мужем» и «женой». В греческом языке у этих слов одинаковое значение.

Греческая внешность

Греческие лица мужчин обладают характерными для нации крупными чертами с широкой костью. Греки коренасты, тела их характеризуются повышенной волосатостью, смуглостью.

Все представители нации отличаются глубиной посадки глаз и густыми волосами. Типичная греческая внешность мужчины – широкоплечий, коренастый, с повышенной сексуальностью и знающий себе цену. Все греки гордятся своим происхождением, каждый считает себя почти что прямым потомком самого Зевса.

Отдельного внимания заслуживает эталонный греческий профиль мужчин этой страны. Классическое понимание красоты ассоциируется именно с национальными чертами греков. Эталонный греческий нос у мужчин абсолютно прямой, плавной линией идущий ото лба. На переносице практически нет никакой впадинки, там лишь едва заметный изгиб. Прославленный на весь мир греческий нос у мужчин отражается на всех античных фресках и скульптурах. Такими особенностями внешности, как тогда считалось, обладали боги.

Греческий стиль в одежде для мужчин

Мотивы дизайна из древней Эллады, страны богов Олимпа, до сих пор отзываются в последних коллекциях модных дизайнеров. Греческая нация с древности воспевала красоту человеческого тела. Существовал настоящий культ хорошей физической формы. Одежда этой страны подчеркивала волнующие изгибы фигуры обоих полов, хотя для нее не были свойственны яркие краски.

Удлиняющие силуэт одеяния часто напоминали величественные храмы белого цвета с их строгими очертаниями. Греческая одежда мужчин была просторной – это были накидки, плащи, а под ними – свободные штаны с рубашками. Однако в наши дни такие вещи больше никто не носит, они неудобны и непрактичны. Современные мужчины Греции носят одежду европейского стиля. Хотя многие и надевают национальные костюмы на древние греческие празднества.

Они даже с присущим стране жарким климатом всегда были многослойными и объемными. В них всегда присутствовало много складок, где пряталось холодное оружие. Греки находились в постоянных войнах всю свою историю, мгновенно преображаясь из полных миролюбия крестьян в отважных вооруженных партизан.

Самые красивые греческие мужчины

Мужчины этой национальности во всем мире признаны самыми красивыми на планете. Их мужской красоте отдали лавры первенства итальянцы и латиноамериканцы. Они являются самыми востребованными в мужском модельном бизнесе. Достаточно взглянуть на фото греческих мужчин с эталонной внешностью этой древней нации, чтобы лично убедиться в справедливости таких суждений.

Имена

Далекие предки современных представителей этой нации подарили миру множество звучных имен. До сих в стране сохраняются древние традиции. Так, сыновей никогда не называют именем отца. Однако очень часто называют детей в честь бабушек, дядей и так далее. Классические имена греческих мужчин, и ныне распространенные по всей Греции, будут очень знакомы русскому уху.

Старшее поколение

Представители греческой нации вообще с уважением относятся к старости. Пенсионеров в стране гораздо больше, чем в России. Лица их обычно переполнены безмятежным спокойствием и умиротворением так, что становится понятно — они получают заслуженный отдых. Большой является и продолжительность жизни в Греции – она достигает 80 лет. Наличие средиземноморского климата, здоровой пищи, солнца и легкого отношения к жизни, очевидно, делает свое дело. У них есть чему поучиться.

Главным непререкаемым авторитетом в семье обладает мать, она фактически олицетворяет собой Геру вместе с Афиной. Очень крепкими являются семейные узы. Так, традиционными являются еженедельные обеды у матерей. Сыновья всю жизнь преданы им, выполняют все их просьбы, прислушиваются к советам. Понятно, что поиски невесты осуществляются греками с ориентиром на те качества, которые демонстрировала мать. Чаще всего семьи создаются в возрасте от 30 лет. Греки не отказывают себе в удовольствии прожить счастливую свободную молодость и развлечься.

fb.ru

Древние греки: цвет кожи и переубеждения

До недавнего времени в фильмы о Древней Греции и Древнем Риме на главные роли приглашали актеров с ярко выраженной европейской внешностью: Брэд Питт, Орландо Блум, Джерард Батлер и другие.

Однако в вышедшем в этом году сериале «Падение Трои» на экранах предстали темнокожие Ахиллес, Патрокл и Эней, что вызвало бурю возмущения среди телезрителей. Давайте выясним, есть ли основания полагать, что сами греки и герои их эпоса не были стереотипно белокожими?

Современные специалисты по античному миру и классической литературе стараются не делать громких заявлений и чаще всего оставляют вопрос расовой принадлежности греков за рамками своих исследований. Их можно понять: информации на эту тему немного, да и предмет разговора крайне щекотливый.

Но еще сто лет назад облик эллинов не вызывал у европейских ученых ни малейших сомнений. В одиннадцатом издании «Британской энциклопедии», опубликованном в 1911 году, говорилось, что нордический тип внешности (белая кожа и светлые волосы) встречался в Греции еще в древние времена. Философ Бертран Рассел в 1946 году вообще назвал эллинов «светловолосыми захватчиками с Севера».

У авторов «Британники» были свои причины придерживаться такой точки зрения. В путевых дневниках, датированных 150 годом до н. э., мы находим следующее описание жительниц древних Фив: «Самые высокие и миловидные во всей Элладе. Свои соломенные волосы они завязывают в узел на макушке». Другие поэты воспевают златовласых и сероглазых женщин. Стереотип оказался живуч: в IV веке н. э. греческих мужчин по-прежнему представляли светлокожими и светловолосыми.

Но давайте вернемся к нашим античным героям и Гомеру. «Илиада» и «Одиссея» — самые ранние литературные тексты на греческом, дошедшие до наших дней. Важно понимать, что достоверными историческими источниками их считать нельзя: в поэмах переплетены реалии XIII–XII (взятие Трои) и современного автору VIII веков до н. э. Хватает здесь и фантастических вкраплений: лошади Ахиллеса умеют говорить.

Сам Ахилл не был историческим персонажем, поэтому главный вопрос не в том, как он выглядел, а в том, каким его изобразил Гомер. Подобных описаний в тексте немного, и в самом известном из них упоминаются светлые волосы. Греческое xanthos может означать и ‘желтый’, и ‘коричневый’, и ‘золотой’, и даже ‘кирпичный’ — зависит от конкретного предмета, который это прилагательное определяет. В русском переводе у героя «русые» кудри.

И здесь мы уже переходим от сугубо лингвистических вопросов, связанных с переводом, к не менее важной этнокультурной проблеме цветовосприятия у разных народов. Как уже отмечалось, в некоторых языках попросту отсутствовало подходящее слово для описания известных нам цветов, поэтому их носители выбирали ближайшие по значению. Так, знакомое нам по хлорофиллу khlōros древний грек употреблял, когда рассказывал кому-либо не только о зелени растений, но и, например, о песке, слезах и оттенке кожи испуганного человека.

Некоторые слова, помимо цветового, имели и другие значения и могли характеризовать образ с разных сторон. Прилагательное xanthos этимологически связано со словом xouthos — ‘быстрое движение’, и остается только гадать, о чем же в действительности идет речь — о внешности Ахиллеса или о его быстроногости и крутом характере.

Еще один пример: в «Одиссее» мы видим, как Афина несколько раз преображает главного героя:

Снова смуглым лицо его стало, разгладились щеки,

Иссиня-черной густой бородой подбородок покрылся. <…>…

С головы же густые Кудри спустила, цветам гиацинта подобные видом.

Melagkhroiēs можно интерпретировать как ‘темнокожий’, kuaneai — ‘синий’ (отсюда же англ. cyan — ‘голубой’). Многие переводчики предпочли черную бороду растительности более экстравагантных оттенков, но если вспомнить о «гиацинтовых кудрях», то напрашивается предположение, что у Одиссея и в самом деле были синие волосы. После таких примеров становится ясно, что цветовая схема у Гомера крайне сложна и «подвижна».

А что насчет его смуглости? Была ли кожа Одиссея изначально темного оттенка или, как предполагают современные исследователи, он просто загорел во время странствий? Версия переводчика может довольно сильно поменять мнение читателя о персонажах. Но чтобы разобраться, нам нужно, обратившись к оригиналу, отмести современные ассоциации.

«Темная кожа» Одиссея, так же как и «золотые кудри» Ахиллеса, не имеет ничего общего с современным концептом расы, а служит исключительно средством поэтической выразительности.

Melas (‘черный’) и leukos (‘белый’) считались гендерно маркированными прилагательными. Обычным эпитетом для женщин было слово leukolenoi — ‘белорукая’. Вспомним традиционный наряд греческих барышень — пеплос, верхнюю одежду с открытыми плечами; этот цвет считался символом женственности, и назвать мужчину «белокожим» значило бы оскорбить его.

Кроме того, дамам в Элладе полагалось сидеть дома, а не гулять под палящим солнцем, и бледность подчеркивала образ благодетельной затворницы. В греческом и египетском искусстве было принято изображать женское тело в более светлых тонах, чем мужское. Таким образом, эта деталь портрета — темная кожа Одиссея — может считаться как признаком его многочисленных странствий, так и символом настоящей мужественности.

Итак, делать вывод о расовой принадлежности Ахиллеса и Одиссея на основании гомеровских описаний — значит слишком узко их интерпретировать, игнорируя ряд не связанных собственно с внешностью значений, которыми могут переливаться эпитеты великого аэда.

Греки не воспринимали мир четко разделенным на расы — это не такое уж давнее изобретение западного мира. Расцвет подобных теорий пришелся на золотой век работорговли, уже в Новое время. Разумеется, греки видели разные оттенки и тоны кожи и отделяли себя от жителей Африки и Индии, иногда в терминах, которые мы бы сейчас отнесли к расистским. Но не менее «другими» они считали и белокожие народы Севера. Гиппократ в своем сочинении «О воздухах, водах и местностях» пишет:

«В продолжение лета утром дуют холодные ветерки и падает роса; в остальное же время солнце, опускаясь, прямо варит людей. Поэтому, естественно, они бесцветны и слабы, причастны ко всем вышеупомянутым болезням».

Древнегреческий автор Ксенофонт так описывает встречу греков с народом, жившим на территории современной Турции:

«При проходе через страну дружественных моссинойков эллинам показали откормленных сыновей богатых родителей, упитанных вареными каштанами, изнеженных, чрезвычайно белых и почти одинаковых в вышину и ширину. <…> Все, как женщины, так и мужчины, у них белы».

То есть светлая кожа была скорее отличительной особенностью, достойной отдельного упоминания и описания, а не обыденным явлением.

Давайте теперь обратим взоры на Юг. Не стоит забывать, что около VIII века до н. э. у греков как таковой централизованной территории не существовало. Они основывали колонии по всему Средиземноморью, включая Северную Африку, вели активную торговлю с Египтом и не чурались заимствовать элементы культуры. В верховьях Нила (современная территория Судана) находилась еще одна занимавшая важное место в их внешней политике цивилизация, в разное время известная под названиями Мероитское царство и Намибия. Греки именовали эту территорию Эфиопией, что значило «земля людей с опаленными лицами». Они были уверены, что солнце постоянно обжигает местных жителей, но никакого оскорбительного или уничижительного смысла в это определение не вкладывали. Гомер несколько раз упоминает эфиопов: так, в «Одиссее» Менелай утверждает, что встречался с ними. К сожалению, детальных описаний внешности не сохранилось, и, учитывая весьма вольное обращение классика греческой литературы с географией, они вообще могли не иметь к Африке никакого отношения.

Хотя сам Гомер эфиопов не описывал, это сделали его последователи в продолжении «Илиады» — «Эфиопиде». В ней после смерти своего лучшего бойца Гектора троянцы обращаются за военной помощью в дальние страны — и призывают под знамена царицу амазонок Пентесилею и правителя эфиопов Мемнона. Текст поэмы до нас не дошел, сохранилось только краткое содержание, и в нем ничего не говорится об этническом происхождении народа, жившего в верховьях Нила. Однако Квинт Смирнский, римский поэт IV века н. э., пересказал эту историю, и у него эфиопы из Трои темнокожие.

Тот же сюжет можно встретить и в изображениях на вазах, которые, однако, большой доказательной силой не обладают, потому что все фигуры на них черные из-за особенностей техники росписи. На одном из сосудов V века до н. э. Мемнон представлен во всеоружии, его лица́ не разглядеть, но окружен он людьми с африканской внешностью. На другой вазе царь эфиопов уже одного цвета с греками. Позже его изображали даже с персидскими чертами лица, но истинный облик Мемнона остается загадкой.

В воображении самого Гомера, возможно, бойцы из Африки не были темнокожими, а вот его последователи представляли их себе именно такими. Скорее всего, в «Эфиопиде» цвет кожи все-таки упоминался — иначе поздние авторы не были бы так уверены в том, что этот загадочный край находится на территории Африки.

Весьма затруднительно составить точный фоторобот древнего грека по подобным описаниям, однако они демонстрируют всю условность мировосприятия эллинов. Мы привыкли относить Грецию к Европе, но это понятие скорее не природно-географическое, а историческое, в те времена на Пелопоннесе и в окрестных областях его попросту не существовало. Территория страны находилась в пределах Средиземноморья, поэтому о землях севернее границ греки знали не больше, чем о народах Африки.

Когда мы видим англосаксонских актеров в роли персонажей «Илиады» и «Одиссеи», это такой же анахронизм, как и афроамериканские артисты.

Возможно, герои Гомера не выглядели как Дэвид Гяси (Ахиллес в «Падении Трои»), но и до Брэда Питта им было далеко.

В прошлом году научный журнал Nature опубликовал работу, в которой анализировалась ДНК жителей Греции и Крита XXIX века до н. э.

Согласно результатам исследования, греки оказались потомками микенцев и минойцев, чья внешность установлена довольно точно: карие глаза и темные волосы. Позже к этим чертам примешиваются славянские, а в бронзовом веке их кожа становится значительно темнее из-за расширения греческого мира в сторону Африки.

В целом древние греки, вероятно, были более смуглыми, чем их потомки, и уступали им по антропометрическим показателям: средний рост найденных мужских скелетов составил 163 см, женских — 153 см.

Но внешность их варьировалась в достаточно широких пределах благодаря активным контактам с народами Средиземноморья и севера Африки. Не стоит забывать также об иммиграции и межрасовых браках, которые упоминаются в дошедших до нас литературных произведениях.

Так, в одном из эпизодов поэмы Гелиодора «Эфиопика» в семье темнокожих правителя Эфиопии Гидаспа и его супруги Персинны рождается белая дочь. Сама царица объясняет случившееся очень просто: во время зачатия она смотрела на изображение Андромеды (разумеется, чистокровной «европейки»), и этот фактор оказался важнее генетических условностей.

Цветовые определения часто кажутся нам очевидными и естественными, потому что они моментально позволяют воссоздать в голове облик героев. Легко представить, что мы видим ту же палитру, что и древние люди, и принять это как данность.

На уровне физиологии всё так и есть. Но хотя наш мозг обрабатывает внешние сигналы точно так же, как мозг праотцов, их интерпретация сильно зависит от категорий, принятых в том или ином окружении. Попытки взглянуть на знакомые вещи глазами других народов и цивилизаций — неплохой эксперимент для разрушения стереотипов.

Возможно, древние греки крайне удивились бы, если бы узнали о современных дебатах по поводу цвета их кожи. В конце концов, тогда мыслящую часть человечества занимали вопросы поважнее.


источник

1gr.tv

как древние греки воспринимали расовые различия и какими представляли собственных героев — Нож

Современные специалисты по античному миру и классической литературе стараются не делать громких заявлений и чаще всего оставляют вопрос расовой принадлежности греков за рамками своих исследований. Их можно понять: информации на эту тему немного, да и предмет разговора крайне щекотливый.

Но еще сто лет назад облик эллинов не вызывал у европейских ученых ни малейших сомнений. В одиннадцатом издании «Британской энциклопедии», опубликованном в 1911 году, говорилось, что нордический тип внешности (белая кожа и светлые волосы) встречался в Греции еще в древние времена. Философ Бертран Рассел в 1946 году вообще назвал эллинов «светловолосыми захватчиками с Севера».

У авторов «Британники» были свои причины придерживаться такой точки зрения. В путевых дневниках, датированных 150 годом до н. э., мы находим следующее описание жительниц древних Фив: «Самые высокие и миловидные во всей Элладе. Свои соломенные волосы они завязывают в узел на макушке». Другие поэты воспевают златовласых и сероглазых женщин. Стереотип оказался живуч: в IV веке н. э. греческих мужчин по-прежнему представляли светлокожими и светловолосыми.

Но давайте вернемся к нашим античным героям и Гомеру. «Илиада» и «Одиссея» — самые ранние литературные тексты на греческом, дошедшие до наших дней. Важно понимать, что достоверными историческими источниками их считать нельзя: в поэмах переплетены реалии XIII–XII (взятие Трои) и современного автору VIII веков до н. э. Хватает здесь и фантастических вкраплений: лошади Ахиллеса умеют говорить.

Сам Ахилл не был историческим персонажем, поэтому главный вопрос не в том, как он выглядел, а в том, каким его изобразил Гомер. Подобных описаний в тексте немного, и в самом известном из них упоминаются светлые волосы. Греческое xanthos может означать и ‘желтый’, и ‘коричневый’, и ‘золотой’, и даже ‘кирпичный’ — зависит от конкретного предмета, который это прилагательное определяет. В русском переводе у героя «русые» кудри.

И здесь мы уже переходим от сугубо лингвистических вопросов, связанных с переводом, к не менее важной этнокультурной проблеме цветовосприятия у разных народов. Как уже отмечалось, в некоторых языках попросту отсутствовало подходящее слово для описания известных нам цветов, поэтому их носители выбирали ближайшие по значению. Так, знакомое нам по хлорофиллу khlōros древний грек употреблял, когда рассказывал кому-либо не только о зелени растений

knife.media

знаменитый греческий профиль, описание, женские типажи, одежда от древних времен до современности, красивые греческие женщины с фото

В Древней Греции женское тело оценивалось по параметрам, которые были близки к современным. Красота считалась одним из высших проявлений щедрости богов — красивые люди, как женщины, так и мужчины, пользовались не меньшим почтением и популярностью, чем государственный деятель или знаменитый полководец. В обществе была особая прослойка, которую составляли самые красивые люди — они были почтенными и многоуважаемыми вдохновителями творческих людей и поэтов. Им посвящали песни, стихи, скульпторы создавали с них статуи.

Математическая красота

Древние греки питали особую любовь к математике и геометрии, именно поэтому абсолютно все параметры красоты греческих женщин (да и не только их) получили точное выражение в плане пропорций. Однако скульпторы и художники разрабатывали собственные модули и каноны, которые использовали при создании своих творений.

Красота и этика

Нужно заметить, что в Древней Греции было запрещено изображать абсолютно нагое женское тело — считалось, что это унижает достоинство женщины и выглядит непристойно. Именно поэтому многие скульптуры прикрывались высеченными из камня элементами оформления (частями одежды и имитацией тканевой драпировки и т. п.) и были лишь частично обнажены. Афродита Праксителя и Афродита Милосская остаются очень редкими исключениями из правил. Авторам этих скульптур удалось избежать осуждения общества: чтобы за этими творениями искусства не закрепилась дурная репутация, скульпторы изобразили женщин во время процедуры подготовки к купанию.

Женщины в греческой мифологии

О главенстве и былом величии женского начала можно судить по таким образам греческой мифологии, как Лето, Афина, Гера и Афродита.

С появлением культа богини любви происходит скачок в развитии искусства: в Древней Греции начинают уделять внимание изображению нагого тела в скульптуре, фресках и картинах. На первоначальном этапе богиня Афродита отличалась от остальных богов греческого пантеона тем, что она изображалась абсолютно обнаженной. Это была прекрасная дева с длинными волосами, похожими на жидкое золото, с тонкими и нежными чертами лица и глазами изумрудного цвета. К тому же она обладала вечной юностью и была грациозна и изящна, словно лань.

Афродита

С периода Древней Греции существует одна история создания скульптуры богини любви и красоты — Афродиты. Пракситель, один из талантливейших творцов изящных статуй человеческого тела, создал ее по образу своей любимой. За это его вызвали в суд и обвинили в святотатстве, так как по законам того времени запрещалось изображать богов с человеческих образов и уж тем более — проводить ассоциации с богиней через смертную женщину. Было мнение, что боги могли разгневаться на людей за такие оплошности и в гневе уничтожить всех, кто живет в городе.

В свою защиту Пракситель привел с собой в суд Фрину — свою возлюбленную. Сняв с нее одежду перед всеми присутствующими, скульптор спросил, почему они считают, что ее тело не божественное и какие в нем есть недостатки? Убедившись в красоте тела Фрины, судьи не смогли подобрать аргументы и были вынуждены даровать мастеру свободу.

Понятие привлекательности у мужчин Древней Греции также было четко составлено. В почете было подтянутое, спортивное тело, потому что греки были приверженцами здорового образа жизни. Примером подражания для них были боги Олимпа – они изначально считались идеалом, которого нужно было достичь. У молодых людей было принято носить длинные волнистые волосы, стянутые шелковой лентой или обручем, и чисто выбривать лицо. По мере того, как они взрослели, мужчинам разрешалось отращивать бороду, а их прическа становилась короче.

Идеал красоты у греческих женщин

Как уже было сказано ранее, идеалом привлекательности в период античности было спортивное, абсолютно пропорциональное тело. Для греческой женщины большим преимуществом были высокие развернутые плечи, рост, слегка расширенный таз, осиная талия, стройные ноги и плоский подтянутый живот. Комбинация из высокого лба, голубых глаз и светлых волос считалась очень красивой. Нос у греческих женщин должен был быть прямым с маленькой горбинкой. Под это описание попадает статуя Афродиты Милосской. Она олицетворяла высшее природное совершенство и была идеалом красоты. Скульптура изображает стройную девушку с изящной осанкой. Ее рост — 164 см, а объемы бедер, талии и груди соответственно – 86, 69 и 93 см.

Красота лица

Пропорциональности и симметричности лица придавалось большое значение. Безупречное лицо можно было условно разделить на три одинаковые части по линиям бровей и кончику носа. Как уже было упомянуто, голубоглазые блондинки с волосами, которые забирались в низко поставленный, но элегантный пучок, считались красивыми.

Греческий профиль

Греческий профиль — особенная трактовка профиля лица человека, которая является частью канона скульптуры Древней Греции эллинистической и классической эпох. Он также является одной из самых важных характеристик привлекательности того периода.

Отличительной чертой является линия носа, которая прямо переходит в лоб почти без выделения переносицы. Если на голову надет шлем, то эта линия сливается с ним тоже. Отмечают также относительно тяжелый подбородок.

Чрезвычайно затруднительно в реальной жизни встретить людей с похожей внешностью, даже среди современных греков. Общий тип: высокий компактный нос, развитые скулы, прямоугольные глазницы, узкая подносовая область, прямоугольное лицо. Использование выражения «греческий профиль» в устной речи, чтобы описать чью-либо красоту, не является соответствующим истине, потому что на самом деле обычно люди просто хотят выразить восхищение чистотой линий профиля человека, которого они описывают. Стоит отметить, что «греческий профиль» не является синонимом «длинного носа», думать так — распространенная ошибка.

Анализируя греческий профиль, Гегель приходит к выводу, что в нем максимально сглажены «звериные» черты, которые присущи голове: скулы, жевательные мышцы, рот, напоминающие о человеческой физиологичности, и, наоборот, сделаны акценты на черты, которые обозначают умственную деятельность, — в первую очередь, это красивый лоб. В таком лице, пропорции которого находятся в полной гармонии, обычно не очень высокий лоб получает выражение упрямой концентрации ума и твердости, свидетельствующих о высоких достоинствах человека.

Что касается женского лица, то, согласно главным канонам, которые определяют представление о красоте, красивым считалось, если у греческой женщины нос прямой, а глаза широко открытые и большие, расстояние между ними не должно быть менее размера одного глаза. Большие глаза искусно подчеркивались округлыми дугами бровей. Это все должно было обрамляться ровными линиями подбородка, носа и невысоким лбом. Волосы не обрезали, а укладывали в аккуратную, перевязанную шелковой лентой на затылке прическу.

Греческая диета

Греческие женщины внешности уделяли большое внимание. Известно, что у них особое пристрастие к еде, поэтому неудивительно, что они обладали пышными фигурами. Однако для того, чтобы формы были именно соблазнительными, похожими по форме на песочные часы, гречанки стараются следить за своим рационом. Именно поэтому греческие женщины на фото выглядят так гармонично. Среди национальных греческих блюд можно заметить много рецептов из мяса, рыбы и овощей. Неудивительно, что греческие женщины красивые. Во всем мире диетологи уже не раз обращали внимание на то, что греческая кухня — образец раздельного питания: здесь баклажаны запекаются с картофелем, сыры едят с помидорами, а мясо и рыбу едят отдельно друг от друга и без гарнира.

Греческий характер

Женщины Греции (и не только они, кстати, мужчины тоже) — яркие индивидуалисты, которые имеют свой собственный взгляд на эту жизнь и не боятся противопоставлять его мнению общества. У них есть привычка отстаивать только личные интересы и в чаще всего они нейтрально относятся к культурным, экономическим и политическим событиям, которые не затрагивают их личный мирок.

Чего уж точно не потерпит ни один грек, так это покушения на свободы его страны и на его личную свободу. Это неудивительно, так как поклонение демократии находится у современных жителей Эллады в крови. Если возникает малейший намек на ущемление его прав, греческое население может превратиться в грозную силу, которая готова ринуться на врага.

Еще одна типично греческая черта — ярко выраженная эмоциональность. Чтобы выразить свои чувства, греки не видят необходимости в полумерах. Если они плачут — то навзрыд, а если смеются — то от души. Даже знаменитая непоколебимость и задумчивость греческих рыбаков — это лишь подтверждение данной особенности их характера, так как только очень эмоциональные люди могут погрузиться в свой внутренний мир с такой же страстью, с какой они предались бы веселью и радости на свадьбе у собственной дочери.

Нужно также обязательно обратить внимание на знаменитое греческое гостеприимство, возведенное самими греками в ранг чтимой с особым трепетом национальной традиции. Приехав в Грецию, вы столкнетесь с этим почти на каждом шагу. Официанты с большим удовольствием и радостью объяснят вам, какие сегодня блюда особенно удалось приготовить шеф-повару, в магазине продавцы примут ваш заказ с вежливой и доброй улыбкой, а сотрудники отеля будут окружать вас вниманием и настоящей домашней заботой. Если же в Греции у вас есть бизнес-партнеры или друзья, и вам нужно будет приехать к ним с визитом — приготовьтесь к встрече, по сравнению с которой даже столь нахваливаемое русское хлебосольство померкнет. Это будет не всего-навсего обычный ужин, а самый настоящий пир, где столы будут ломиться от вкуснейших блюд, вино потечет рекой, а песням и танцам не будет ни конца, ни края.

Очень забавно, что также в греческом характере гармонично сочетаются друг с другом еще две абсолютно противоположные черты: знаменитая деловая хватка греков и не менее известное греческое благочестие.

Греческая одежда

Древние греки не только достигли больших успехов в самых разных сферах культуры, но и преуспели и в искусстве хорошо одеваться: именно они первыми приходят к мысли, что люди в своем великолепии подобны богам, а тело человека — это зеркало отражающее идеалы мироздания.

Основными элементами национального костюма в Древней Греции были: гиматий, представляющий собой накидку, которую драпировали, чтобы подчеркнуть фигуру, и хитон, который был нательной одеждой. Исходя из требований нравственности и морали той эпохи, одежда для греческих женщин была длиннее мужской и прикрывала почти все тело. Она также состояла из гиматия и хитона, но была намного красочнее и ярче. Однако носить пеструю одежду греками не приветствовалось. Чтобы сделать одноцветный наряд интересней, его украшали искусным орнаментом и вышивкой.

Сегодня одежда для женщин в греческом стиле — это не только часть истории страны, но и вдохновитель дизайнеров и модельеров со всего мира на создание творений модного искусства современности, привлекающих модниц своей изящностью и легкостью.

fb.ru

Греческий нос — какой он?

Пожалуй, все слышали про знаменитый эталон красоты древних греков —  греческий нос, во всем мире именно с ним связывается понятие классической красоты. Если бы страны можно было ассоциировать с частями тела, то Греции, несомненно, досталось бы лицо вместе со знаменитым профилем и характерной для греков формой носа. Долгие годы ведутся споры о том, почему эти черты считались идеальными, действительно ли они были присущи всем грекам и можно ли сейчас в Греции встретить людей с настоящим греческим профилем?

Греческий нос и греческий профиль

Если верить каноническим трактовкам греческой внешности, то лоб у типичного эллина плавно переходит в линию носа, а переносица почти не выделена (разве что отделена еле заметным изгибом). Знаменитая прямая форма носа — наверное, самая отличительная особенность греческого профиля. Вопреки расхожим ошибочным мнениям, она не является синонимом большого носа. Но, похоже, не все греки ценят это: до сих пор ринопластика остаётся самой популярной процедурой по совершенствованию внешности в Греции. 🙂

Неизвестно, кто впервые выделил такие особенности греческой внешности. Некоторые выдвигают версию, что это сделали сами греки: прославленный профиль и нос присущи большинству древнегреческих фресок и скульптур. Другие утверждают: подобная трактовка профиля — попросту пример идеала красоты. А это значит, что такой тип внешности больше уходит корнями в искусство, чем обусловлен физическими характеристиками реальных людей. Внешностью, надолго определившей каноны красоты, наделяли героев и богов. А вот отрицательные персонажи изображались с приплюснутыми, крючковатыми и «орлиными» носами.

Фигурный сосуд — голова девы. Афины, 5-6 век до н.э

Самые первые примеры изображения греческого профиля можно рассмотреть на древнегреческих краснофигурных вазах.

Женская голова, Идалион, 6 век до н.э.

Поскольку люди и боги на них нарисованы в профиль, не составит труда сформировать представление о классической для той эпохи внешности: линия лба, переходящая в нос, и слабо выраженный подбородок. Причём лоб непременно изображали красивым и крупным — так напоминали о высоких умственных способностях изображённого и его достоинствах.

Артемида с лебедем, Афины, ок. 5 в. до н.э.

Со временем представление об идеальной внешности немного изменилось — подбородок стали изображать ярко выраженным. Таким образом, греческий профиль — это не просто прямая форма носа, а сочетание с плавной линией лба и неявным выделением переносицы.

В эпоху эллинизма стали создавать реалистические бюсты и скульптуры. Они-то и заставили сомневаться в реальном существовании так называемого «греческого профиля». Изображённые на реалистических бюстах типы внешности доказывали, что древние греки ничуть не отличались от современников. Они имели разные носы и профили, и довольно часто были далеки от идеалов. С XIX века в газетах и научных трудах стали появляться размышления на тему «Что стало с классическим греческим профилем?» и «Существовали ли идеальные лица?» Многие сошлись во мнениях, что подобные примеры внешности были, но далеко не все греки обладали таким профилем.

Греческая внешность — кто является её типичным представителем? В первую очередь, стоит обратиться к классическим бюстам героев и богов. Идеальным представлением о красоте соответствуют Гермес и Афина. Отличные примеры среди знаменитых скульптур — Венера Милосская, реконструкции Афины Лемнии, Венера Таврическая, Диадумен.

Греческий нос: фото древних статуй

(фото можно посмотреть в увеличенном виде)

Как видите на фото выше, греческий нос у мужчин и греческий нос у женщин не слишком отличаются, разве что размером немного. Греческий нос с горбинкой — это уже не совсем то, ни одного такого примера у классических статуй мы не видим, да и сами греки считают идеалом прямой нос.

А вот образ Сократа совсем не отвечает эллинским представлениям о красоте и тем более не соответствует представлениям об идеальном профиле. Великий философ обладал выпученными глазами, вздёрнутым и приплюснутым носом с широкими ноздрями — в общем, по древним меркам был откровенно некрасив. Если верить описаниям, он невероятно походил на силенов — сатиров, которых нередко изображали пьяными и которым были свойственны демонические качества.

Греческий философ Сократ

Портрет оратора Демосфена тоже мало напоминает классический идеал красоты:

Греческий оратор Демосфен

Из современных обладателей греческого профиля наиболее яркими представителями являются актрисы Ирини Паппа (Ирен Папас):

Греческая актриса Ирен Папас

и незабвенная Элли Ламбети,

Греческая актриса Элли Ламбети

певица Елена Папаризу.

Греческая певица Елена Папаризу

Среди мужчин греческий нос почти в его классическом понимании имеет Сакис Рувас.

Греческий певец и артист Сакис Рувас

В обычной жизни греческий профиль в Греции увидеть можно, хотя это случается крайне редко. Но наличие ярких примеров подтверждает: такая внешность существовала и существует. Другое дело, что она не была «единственно верной».

А вам встречались люди с греческим профилем? Все-таки греческий нос встречается не только в Греции…

Елена Метелева

elramd.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *