Умерла Наталья Гундарева
Четыре года мы надеялись, что она вернется на экран и сцену. 19 июля 2001 года Наталья Георгиевна была госпитализирована в тяжелом состоянии в Институт скорой помощи им. Склифосовского. Диагноз крайне неутешительный — «обширный инсульт». Врачи спасли ей жизнь. Но ситуацию осложнили повторные инсульты. За ней постоянно ухаживал ее муж Михаил Филиппов, актер того же Театра им. Маяковского. Он очень ее любил и оберегал от потрясений.
В прошлом году актриса наконец смогла свой день рождения отпраздновать на даче. Она провела там все лето. Тогда она чувствовала себя лучше, много читала, гуляла, хотя ходьба ей еще давалась трудно. И речь никак не могла восстановиться полностью.
В последнее время актриса пользовалась нетрадиционными методами лечения. Говорят, частым гостем ее палаты был экстрасенс.
В марте ее самочувствие вдруг ухудшилось. Она не вставала с постели и подпускала к себе только тех, кто сутками дежурил возле нее, — сиделку, нянечку и врача. Временами даже не узнавала мужа.
ДОСЬЕ «КП»
Наталья Георгиевна Гундарева. Родилась 25 августа 1948 года. Детство провела в коммунальной квартире на Таганке. Окончила Театральное училище им. Б. Щукина (1971). Актриса Театра им. Маяковского. По результатам опросов журнала «Советский экран» признана лучшей актрисой 1977, 1981, 1984 годов. Лауреат Госпремии РСФСР им. Васильевых (1980 — за участиев в фильме «Осенний марафон»). Лауреат Госпремии СССР (1984 — за театральную работу). Народная артистка РСФСР (1986). В 1990 году удостоена премии Союза кинематографистов России «НИКА» в номинации «Актриса года», премии «Хрустальная Турандот» (1996), независимой премии «Кумир». Приз «Алмазный венец» Всероссийского фестиваля «Созвездие» (1990), приз на IX Международном кинофестивале в Болгарии (1981) и приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Монреале (1990). В 2001 году Н. Гундаревой присудили Международную премию имени К. С. Станиславского.
Снялась более чем в шестидесяти фильмах.
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998).
Cамые известные фильмы
«Подранки» (1977),«Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978),«Смешные люди» (1978),«Труффальдино из Бергамо» (1978),«Осенний марафон» (1979),«Отпуск в сентябре» (1979),«О бедном гусаре замолвите слово…» (1980),«Однажды двадцать лет спустя» (1981),«Дульсинея Тобосская» (1981),«Одиноким предоставляется общежитие» (1984),«И жизнь, и слезы, и любовь» (1984),«Хозяйка детского дома» (1984),«Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988),«Паспорт» (1990),«Небеса обетованные» (1991),«Чокнутые» (1991),«Московские каникулы» (1995),«Вперед, гардемарины!» (1991),«Гардемарины-III» (1992),«Петербургские тайны» (1994 — 1996),«Хочу в тюрьму» (1998)…
www.kp.ru
Умерла народная артистка России Наталья Гундарева: Культура: Lenta.ru
Утром 15 мая в больнице святого Алексия в возрасте 56 лет умерла Наталья Гундарева — актриса театра и кино, народная артистка России. Она не была ослепительной красавицей, затмевающей всех одним своим появлением на экране. Но именно ей удалось занять в сердцах советских и российских кинозрителей безусловное место «народной любимицы», потому что ее героини никогда никого не оставляли равнодушными. Она не появлялась на публике с 2001 года, с тех пор, как перенесла тяжелый инсульт. Казалось, болезнь отступила, и все надеялись, что Наталья Гундарева вернется в театр. Но надежды не сбылись.
Театральная порода
Наталья Георгиевна Гундарева родилась в обычной московской семье. Отец — инженер, мать — инженер-проектировщик. Любовь к театру передалась дочери от матери — та в свободное время играла в самодеятельном театре своего института. Сначала Наталья Гундарева играла в школьном драмкружке, а в 8-м классе записалась в театр при городском Дворце пионеров. Но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала, считая, что театр — это не для нее, вроде, мол, и весело, но внешность особых надежд не внушает, так что будем реалистами.
В 10-м классе она перешла в вечернюю школу и устроилась работать чертежницей в конструкторское бюро, готовясь пойти по стопам матери и стать проектировщиком. В 1967 году начала сдавать вступительные экзамены в МИСИ и, скорее всего, поступила бы. Но как это порой бывает, вмешался случай. В результате СССР потерял будущего инженера средней руки, но вместо этого обрел в полном смысле слова народную артистку.
Друг Натальи Виктор Павлов, знавший Гундареву по любительской сцене и считавший, что у нее настоящий драматический талант, уговорил девушку бросить мысли о карьере проектировщицы и вместо этого пойти в актрисы. Уговаривал он ее долго, но в итоге своего добился — она долго отмахивалась от его предложений, но потом согласилась «пойти попробовать», скорее из любопытства, нежели всерьез.
Фото с сайта www.peoples.ru
Lenta.ru
В том 1967-м году конкурс в «Щуку» (Театральное училище имени Щукина) был огромен — 250 человек на место. Но из множества претенденток комиссия все же отобрала Гундареву, смотревшуюся, по сравнению с писаными красавицами, несколько невыигрышно. Комиссия, правда, долго сомневалась — а стоит ли? И крупновата она, и пластики в ней особой нет… Но председатель комиссии, любимый всеми детьми СССР Джузеппе из «Приключений Буратино» Юрий Катин-Ярцев, поставил точку в споре — да, полновата, но это не главное. Внимательный глаз представителя старинного дворянского рода моментально распознал то, что другим редко дано увидеть — породу.
У него на курсе Гундарева и училась. Среди ее однокурсников были будущие звезды — Юрий Богатырев, Наталья Варлей и Константин Райкин. А прогноз Катина-Ярцева подтвердился еще в училище. На втором курсе Гундарева блестяще сыграла Донну Платоновну из «Воительницы» Лескова. После чего, как рассказывают, ректор Щукинского Борис Захава воскликнул: «Гундаревой уже нечему учиться — пора на сцену».
В 1971 году, когда она окончила училище, ей предложили работу сразу четыре московских театра: МХАТ, «Современник», театр имени Вахтангова и театр имени Маяковского. Гундарева выбрала последний и осталась в нем на всю жизнь, о чем никогда не жалела. Сначала играла эпизоды и небольшие роли: дочь Ванюшина Катю в «Детях Ванюшина», Василису Одинцову в «Марии», Варьку в «Думе о Британике».
Я ненавижу себя в состоянии «все равно». Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла. Так сложилась моя жизнь, и изменить это нельзя. Мне кажется, что я иногда воспринимаю реальность неадекватно. Можно было бы не обращать внимания на что-то, а я обращаю: должна через все пройти, все пережить.
Наталья Гундарева
К началу 1970-х годов относится и ее дебют в кино. Сначала она снималась в массовках, позже ее друг, все тот же Виктор Павлов, помог ей с ролью буфетчицы Надюшки в фильме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай». Затем последовали роли в фильмах «Ищу человека» и «Осень».
В 1974 году в театре имени Маяковского состоялась премьера спектакля «Банкрот», где Гундарева сыграла роль Липочки. Премьера сразу стала театральной сенсацией и произвела фурор. Затем последовала роль в телеспектакле «Трактирщица», а далее звездная роль Ани Доброхотовой в фильме Владимира Фетина «Сладкая женщина». В 1977 году фильм занял десятое место в советском прокате и собрал аудиторию в 32 миллиона зрителей. Тогда же журнал «Советский экран» провел опрос, по результатам которого Наталья Гундарева была названа лучшей актрисой года — это звание она будет получать еще трижды, в 1981, 1985 и 1990 годах.
Самая любимая женщина
Когда у меня спрашивают: «Наташа, почему ты такая сильная?», — я отвечаю: «Потому что слабая. У меня другого выхода нет, как быть сильной. Надо чем-то держаться внутри себя».
Наталья Гундарева
В 1977 и 1978 годах она одновременно снялась в трех лентах на «Мосфильме», в двух кинофильмах на «Ленфильме», в одном фильме на «Беларусьфильме» и сразу в пяти телевизионных лентах. Можно сказать, что в 1970-е годы в кино наступила эпоха Гундаревой.
В 1981 году на экран вышел фильм Юрия Егорова по сценарию Аркадия Инина «Однажды двадцать лет спустя». История о встрече одноклассников, каждый из которых добился своего места в жизни, настолько «зацепила» страну, что на фильм ходили не по одному разу. И в первую очередь — из-за Гундаревой. Как и в другом фильме, появившемся приблизительно в то же время, «Москва слезам не верит», страна увидела на экране одновременно и себя нынешнюю и свои мечты. Но «Москва» была все же современной сказкой о Золушке, с фирменной меньшовской чертой — обилием мелких реалий-деталей, типа варенья в тазу, «Бэсамэ мучо» из радиолы и томика Ремарка на коленях в метро. Историей про строгую даму с красавицей дочкой, которая любила-любила, да и нашла свое счастье, эхом отозвалась в душе представителей советского среднего класса больших городов, потому что этот класс именно такую сказку и хотел видеть — чтоб все как в жизни, но чтоб и все как в кино.
Иллюстрация с сайта www.ozon.ru
Lenta.ru
А вот «Однажды двадцать лет спустя», несмотря на некоторую «сказочность» названия, оказалось больше жизнью, чем сказкой. Да, в реальности таких классов, в которых были бы военные моряки с орденом, завхозы секретных космических институтов, актрисы детского театра и ведущие телепередачи, было маловато. В большинстве своем половина выпуска 1960-го года растворилась на просторах великой родины: кто-то уехал на Дальний Восток и не писал, кто-то — на Ближний (и не писал тем более), кто-то сел или спился, и только единицы выбились в люди, купили «Жигули», надели кожаные пиджаки и обросли новым кругом знакомств из ресторана ВТО или Дома Актера — об одноклассниках как-то не вспоминали.
Не сыграй в этом фильме Гундарева — про ленту помнили бы только историки кино. Но роль старосты класса Наденьки — про которую все думали, что она добьется гораздо большего, чем все из ее класса, а оказалась на самом деле самой обычной женщиной — превратила немного ходульную «сиропную» историю из разряда «От всей души» в маленький шедевр. Умница Наденька не достигла ничего — не стала ни ученым, ни актрисой. Зато она стала просто мамой.
Слова «мать-героиня» в эпоху застоя, когда власть говорила одно, а в жизни вела себя по-другому, воспринимались с легкой, едва заметной усмешкой. Строчки из стихотворения Сергея Михалкова «А этот орден носит мать, спасибо скажем ей» поколению, которому в 1980 году было 37, на душу ложились не очень. Во-первых, хотелось пожить для себя и как-то реализоваться. Во-вторых, глухая статистика разводов, порой выплескивавшаяся на страницы «Комсомольской правды», свидетельствовала о том, что в стране грядет новое поколение — дети с «воскресными папами». Куда ближе и понятнее в те годы была песенка «У меня сестренки нет, у меня братишки нет».
И тут на экране появилась настоящая, без фальши, мать-героиня. Просто мама. Наталья Гундарева с ее ямочками на щеках и смешинками в глазах. С кучей рыжих (непременно рыжих!) сорванцов и дочек. С мужем, который внешне не орел, но зато мужик. И просто с любовью. Мама, замотанная постоянной стиркой и глажкой, мама, делающая из своего нового платья костюм для дочки, мама, спокойно информирующая папу, что дочка скоро выйдет замуж. И в глазах у мамы светилось не яркое 18-летнее счастье, а понимание нехитрой истины — была бы любовь, остальное приложится.
Страна оторопела. Женщины украдкой в полутьме зала смахивали слезу, мужчины скептически ухмылялись, но втайне завидовали. Половина населения СССР была в нее просто влюблена. Не в ослепительный блеск Алферовой, не в хрупкую юность Симоновой, не в симпатичные глаза Яковлевой, а в осанистую красу и невозможное обаяние Гундаревой.
Фото с сайта www.newart.ru
Lenta.ru
Эта нежность, непосредственность, теплота и понимание, приправленные смешинкой, проходили сквозь все ее фильмы. Будь это история про селянку Катю, которую судьба не раз обманывала, но все же сделала ей подарок, или про ткачиху Веру Голубеву, которая дарит подругам счастье — где бы ни появлялась на экране Гундарева, зритель верил ей безоговорочно, потому что первой, неосознанной реакцией было изумление — я знаю точно такую же!
Слова Пушкина «Глаза, одни глаза. Да взгляд… такого взгляда уж никогда я не встречал» относятся к Наталье Гундаревой в полной мере. Ее глаза неповторимы и тем более необъяснимы. Они всегда притягивали и завораживали. Гундарева очень тонко чувствовала слезы, боль, страх, слабость и смятение. По мнению критиков, именно эти чувства тайно гнездились в основах ее игры, благодаря чему аудитория ощущала полную сопричастность ее силе, поражениям и победам.
Кому подвластны любые роли
Театр всегда существует, какие бы актеры и режиссеры ни уходили. Он все равно остается театром. Незаменимых нет. Но есть незаполненные ниши, которые образуются после ухода таких больших актеров. Это пустое пространство хочется заполнить чем-то.
Светлана Немоляева, актриса
Есть разные актеры — одних обожают, другими восхищаются, третьих уважают. А есть те, кого любят, любят не за что-то или почему-то, а просто за то, что они есть. Гундареву любили. Она всегда была человеком публичным и контактным, но одновременно была очень замкнутой, решительно пресекала малейшую попытку журналистов узнать что-либо о ее личной жизни. «Моя личная жизнь никого не должна интересовать, — говорила она часто. — Я актриса, и меня должны судить по моей работе». Именно поэтому она была настоящей звездой — не из тех, что вспыхивают ярко и озаряют небо, а той, что ровным светом светит всегда.
Она была великой актрисой, бесподобно умела выразить узнаваемость типажа, точно передать образ, подробности характера и малейшие нюансы чувства. В фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» ей досталась небольшая роль Жужу — и она украсила ее, гениально сыграв эпизод, в котором ее предупреждают, что не пустят на квартиры полка. «Это меня не пустят?», — искренне удивляется Жужу, и зритель удивляется вместе с ней — действительно, как же может быть иначе?
Ушла из жизни великая русская актриса, необыкновенного диапазона и таланта. Очевидно, что она могла бы еще очень и очень много сделать в кино, и эта потеря невосполнима.
Карен Шахназаров, кинорежиссер
У Карена Шахназарова в фильме «Зимний вечер в Гаграх» Гундарева сыграла властную и капризную звезду — полную противоположность тому, чем она была в жизни. Прототип героини Гундаревой узнавался достаточно легко. Но, как рассказывают, сама примадонна советской эстрады, посмотрев фильм, одобрительно усмехнулась. Даже в эту, не слишком положительную роль Гундарева сумела внести свое обаяние, разыграв сцену с Евгением Евстигнеевым так, что у обоих героев на мгновение возникло друг к другу не только профессиональное уважение, но и теплое человеческое чувство.
На театральной сцене в тот же период Гундарева сыграла Люську в «Беге» и Катерину Измайлову в «Леди Макбет Мценского уезда». Последняя роль считается лучшей работой Гундаревой на театральной сцене. В 1986 году актрисе присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1989 году наградили государственной премией СССР.
18 июля 2001 года Наталья Гундарева была доставлена в Институт имени Склифосовского. Обширный ишемический инсульт поразил дыхательный центр коры головного мозга, что привело к нарушению дыхательной и сердечной деятельности. Две недели актриса находилась в коме. Ее состояние было крайне тяжелым, и врачи просто опасались делать какие-либо прогнозы. После первого, самого тяжелого периода, появилась надежда на выздоровление, но недуг не отпускал ее. Чуть оправившись после болезни, Гундарева взялась за работу над книгой. Актриса хотела вернуться на театральную сцену и в кино, но врачи временно запретили ей играть.
Судьба отмерила Наталье Гундаревой очень мало: она не дожила до 57 лет. Когда с ней случилось несчастье, то страна приняла боль актрисы как свою. Люди звонили, писали письма, присылали деньги, молились за ее выздоровление. И объяснимо это было только одним — инстинктивной потребностью помочь силой народной любви актрисе, которая несколько десятилетий дарила с экрана любовь всем зрителям без исключения.
Сергей Карамаев
lenta.ru
Наталья Гундарева / Биография и фильмография
Умерла 15 мая 2005 года.
Наталья Гундарева – легенда отечественного театра и кино, ведущая актриса театра им. Маяковского, Народная артистка России, обладательница многих престижных премий.
Биография
Наталья Георгиевна Гундарева родилась в Москве в семье инженеров. Детство будущей актрисы прошло на Таганке. Еще дошкольницей она увидела на сцене Большого театра Галину Уланову в балете «Бахчисарайский фонтан». «Я буду балериной!», — сказала она отцу. Тот улыбнулся в ответ: «Ты же пампушечка!». «Все равно стану актрисой!» — возразила она. С тех пор ее мысли были только о театре.
Наталья стала заниматься в Театре юных москвичей. Но семья была небогатая, Наталье пришлось перейти в вечернюю школу. Она устроилась работать чертежницей. За два года стала помощником главного инженера, затем успешно сдала экзамены в МИСИ.
Но стремление стать актрисой победило — Гундарева поступила в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Была зачислена на курс Юрия Катина-Ярцева.
Театр
В 1971 году окончила училище, и ей предложили работу несколько театров. Наталья выбрала Театр имени Владимира Маяковского и осталась в нем на всю жизнь.
Первой ролью в театре для Натальи Гундаревой стала роль Олимпиады Самсоновны (Липочки) в спектакле «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» по пьесе Александра Островского (1974).
В 1978 году Гундарева сыграла «походную жену генерала Чарноты» Люську в спектакле Гончарова «Бег» по Михаилу Булгакову.
Одной из знаменитых ролей актрисы стала Катерина Измайлова в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову.
1980-е годы были отмечены новыми блистательными работами Гундаревой на сцене театра: Лариса Садофьева в «Молве», Мадам в «Агенте 00», Она в спектакле «Я стою у ресторана…».
Потом были леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..», Глафира Фирсовна в «Жертве века», Огнева в «Театральном романсе».
Последняя работа Гундаревой в театре — роль Леттис в спектакле «Любовный напиток» (1997).
Кино
В кино Наталья Гундарева начала сниматься в 1966 году. Правда, настоящим дебютом актрисы принято считать 1972 год, когда она сыграла роль буфетчицы Надюшки в деревенской мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!».
Всенародную любовь актрисе принесла роль Ани Доброхотовой в фильме «Сладкая женщина».
Многие режиссеры приглашали ее в свои картины на главные роли. Она играла в таких картинах, как: «Подранки», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Уходя — уходи», «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Зимний вечер в Гаграх», «Личное дело судьи Ивановой», «Аэлита, не приставай к мужчинам».
Кроме того, Наталья Георгиевна сыграла во многих полюбившихся зрителям телефильмах, среди которых: «Труффальдино из Бергамо», «Отпуск в сентябре», «О бедном гусаре замолвите слово…», «Дульсинея Тобосская», «Хозяйка детского дома», «Жизнь Клима Самгина».
В 1990-е годы актриса продолжала активно сниматься в фильмах: «Альфонс», «Паспорт», «Собачий пир», «Небеса обетованные», «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины-III», «Петербургские тайны», «Московские каникулы», «Хочу в тюрьму», «Ростов-папа» и других.
Роль в фильме «Криминальное танго» в 2003 году стала последней в жизни легендарной актрисы.
Общественная деятельность
С 1993 по 1995 год Наталья Гундарева была депутатом Государственной думы.
Личная жизнь
Наталья Георгиевна замужем была трижды. Первым мужем актрисы был театральный режиссер Леонид Хейфец. Их брак продлился шесть лет.
Потом вышла замуж за актера театра Маяковского Виктора Корешкова.
Третьим мужем стал актер театра и кино Михаил Филиппов. «Мы в театре так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он…» — говорила актриса.
О себе
«Я не такая простая и открытая, как кажется», — говорила про себя Наталья Георгиевна. Как-то актриса попала в аварию. Навестить ее приехал главный режиссер Театра им. Маяковского Андрей Гончаров. Он посмотрел на ее квартиру и чрезвычайно удивился. Все было темным — темные обои, коричневые гардины и вечный полумрак. Гончаров тогда сказал: «Сколько лет вас знаю, Наташа, а вы, оказывается, совсем другой человек!» Она ему ответила: «Я женщина сумеречная…»
«Я прожила жизнь, и я оставляю за собой право думать. У меня есть такое время, когда я иду от своего дома на Тверской до театра пешком. 35 минут я иду до театра. Это я называю «мое время». В это время я отвечаю себе на разные вопросы. Кто будет президентом? Как повысятся цены? О работе над ролью. Я стараюсь ответить себе на все эти вопросы. Это не философия. Силой мысли я заставляю себя, когда вокруг так много вертепов, не ходить туда, не транжирить себя. Я вроде как сохраняю для чего-то себя. Может быть, я так и останусь незаполненным сосудом — ну, значит, такая моя судьба. Но я все равно стремлюсь к полной жизни. Я понимаю, что время моей жизни истекает. Ну как бы больше половины жизни прожила. И мне не хочется вот так, с плеча: а-а, сейчас вот пущусь во все тяжкие — тут в этот бар приглашают, здесь подарки, здесь авторучку дадут, здесь жвачку… Ну не могу я себе этого позволить. Потому что я люблю себя очень, и я себя так прямо люблю, аж с утра до ночи. И из-за этого так много себе не позволяю!»
«Детей у меня нет. Наверное, когда я постарею, то буду очень жалеть, что не родила… А может быть, и нет… Я всегда была так заполнена театром, что было жаль отдавать часть жизни куда-то на сторону. Время от времени, правда, представляю себе старость и ничего радужного в этом не вижу. Мало хорошего в том, что два одиноких старика будут бродить по улицам».
Болезнь и смерть
Старости в жизни Натальи Гундаревой не было. Коллеги и знакомые стали замечать у нее проблемы со здоровьем, проявлявшиеся в регулярных гипертонических кризах еще с начала девяностых. Но актриса не бросила работу.
В 2001 году, в 53 года, Наталья Георгиевна перенесла инсульт и находилась на лечении в НИИ нейрохирургии имени Бурденко. В больнице, придя в себя после комы, она посмотрелась в зеркало и прошептала: «Все зря, все зря».
15 мая 2005 года Наталья Гундарева скончалась в больнице Московской патриархии.
Похоронена актриса в Москве на Троекуровском кладбище.
Звания и награды
- Народная артистка России (1986)
- Лауреат Государственной премии СССР (1984), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980, за роль в фильме «Осенний марафон»), премии Ленинского комсомола (1978), премии мэрии Москвы (1994).
- Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998).
- Четырежды по результатам опросов журнала «Советский экран» (1977, 1981, 1985, 1990) она называлась лучшей актрисой года.
- Удостоена премии Союза кинематографистов России «Ника» в номинации «Актриса года» (1990), премии «Хрустальная Турандот» (1996), независимой премии «Кумир» (1999).
- Ей вручен приз на IX Международном кинофестивале в Болгарии (1981), приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Монреале (1990), приз «Алмазный венец» Всероссийского фестиваля «Созвездие» (1990), приз «Золотой Орел» за лучшую женскую роль в картине «Ростов-папа» (2002).
- В 2001 году Наталья Гундарева стала лауреатом Международной премии Станиславского. В 2002 году она была награждена премией президента России в области литературы и искусства.
По материалам сайтов: peoples.ru, vokrug.tv, kino-teatr.ru, Википедии, АиФ, РИА Новости
Фильмография: Актриса
russia.tv
Гундарева не простила себе потерянного счастья
В этом году исполнилось пять лет со дня смерти актрисы Натальи Георгиевны Гундаревой. Она была настоящей королевой сцены, играла всегда на пределе своих сил – по-другому просто не могла. Друзья и коллеги переживали за ее здоровье, но Наталья Георгиевна в ответ на их предостережения лишь махала рукой: работа всегда была для нее на первом месте.
В 53 года у всенародно любимой актрисы Натальи Гундаревой случился первый инсульт. Муж Михаил Филиппов нашел ее на кухне, быстро вызвал скорую помощь, однако драгоценное время было упущено. Наталью Георгиевну доставили в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. Врачи констатировали ишемический инсульт, актриса впала в кому. Однако через пару дней медики, которые пришли проверить состояние артистки, заметили улучшение – Гундарева медленно стала идти на поправку. Через несколько недель Наталья Георгиевна произнесла первое слово, начала посещать курсы физиотерапии, ее перевели в другую палату…
Казалось, пройдет еще пара месяцев и актриса сможет вернуться на сцену. Именно об этом она мечтала на протяжении всей болезни. Благодаря помощи врачей и поддержке любящего мужа Гундарева быстро возвращалась в прежнюю форму: совершала под руку с супругом медленные прогулки, ходила на массаж, занималась со специалистами по речи.
К сожалению, вновь выйти на сцену Гундаревой так и не удалось. В мае 2005 года жизнь актрисы оборвалась из-за тромбоэмболии легочной артерии, которую закупорил сгусток крови, образовавшийся где-то в венах ног. Врачи ничего не смогли сделать, смерть наступила мгновенно.
По мнению медиков, вероятная причина смерти – резкое снижение веса и две пластические операции, сделанные незадолго до трагедии. На первое хирургическое вмешательство Наталья Георгиевна решилась почти в 50 лет. Говорят, она сделала коррекцию век и подтянула кожу. Результатом актриса осталась очень довольна. Вскоре она захотела подкорректировать и свою фигуру. По слухам, чтобы избавиться от лишних килограммов, Гундарева стала принимать китайские таблетки и даже решилась на введение стволовых клеток. А ведь именно они, по словам специалистов, могут вызывать опасные последствия.
«Только звезды» решили узнать у одной из участниц «Битвы экстрасенсов» – Дарьи Мироновой, могла ли известная актриса предотвратить свою болезнь.
– Причиной смерти Натальи Гундаревой стала ее первая влюбленность, мужчина, который в молодости разбил ей сердце, – уверена экстрасенс. – Именно этого человека она продолжала любить до последних дней своей жизни. Многие болезни – это скопившееся эмоциональное перенапряжение. Человек, если хочет выздороветь, должен отпустить боль, которая душила его всю жизнь. Актрисы себя в буквальном смысле сжигают, испепеляют на сцене. Бывает, что роль, которую она играет на сцене, пересекается с ее собственной судьбой. Все героини Натальи Георгиевны очень похожи на нее, у каждой непростая судьба. К сожалению, предотвратить уход актрисы было невозможно – это часть ее судьбы. Если бы она не играла на сцене, а, скажем, была программистом, вероятно, и не заболела бы.
В предсказания экстрасенсов сегодня мало кто верит. Однако история любви Натальи Гундаревой, тогда еще ученицы Театра юных москвичей при Дворце пионеров (ТЮМ), и ее друга детства Владислава Долгорукова доказывает, что слова магов не лишены доли истины.
Наташа Гундарева и Владик Долгоруков мечтали посвятить себя театру. Будущая актриса была настоящей душой компании – хохотушкой, прекрасной рассказчицей. Долгоруков, наоборот, слыл тихим, спокойным, всегда с обожанием смотрел на свою подругу. Видя, какие нежные чувства испытывают друг к другу Владислав и Наталья, художественный руководитель ТЮМа разрешил им вместе играть в спектакле «Король-олень» – Долгоруков был Королем, а Гундарева – Смеральдиной. По сюжету сказки Король отвергает ее любовь. В жизни все произошло наоборот – Наташа не понравилась… родителям Владика. Узнав об увлечении сына, они даже хотели забрать его из кружка, но Владислав уговорил их не делать этого. Вскоре на пути влюбленных встала и мать Гундаревой. Она одна воспитывала дочь и не видела Долгорукова в роли своего зятя.
Для юных Натальи и Владислава это стало настоящей трагедией. Но они решили быть вместе, несмотря ни на что. И даже когда поступили в разные театральные вузы, продолжали встречаться. Но постепенно их засасывали студенческие заботы, и каждый устремился к своему актерскому будущему.
Сейчас Владислав Долгоруков работает в ТЮЗе, он доцент ГИТИСа. Его личная жизнь сложилась негладко. В жены он намеренно выбрал не актрису. Но вскоре развелся (от первого брака есть дочь). Вторая его супруга, к сожалению, умерла от рака. И сегодня в жизни Владислава осталась одна работа. После расставания с Гундаревой он виделся со своей первой любовью только на встречах выпускников ТЮМа…
sobesednik.ru
Наталья Гундарева (28 августа 1948 — 15 мая 2005). Некролог и биография
Годы жизни Натальи Гундаревой:
родилась 28 августа 1948, умерла 15 мая 2005
Эпитафия
«Перешагнув через экран, из замкнутого выйдя круга,
Своих не замечая ран, лечила душу как подруга —
Улыбкой, ласковой рукой и взглядом добрым и усталым,
Простой заботою людской, теплом души и сердца жаром.
Но время встречи истекло, и, напоследок улыбаясь,
Шагнула вновь через стекло в последних титрах растворяясь».
Из стихотворения Сергея Ревякина, посвященного памяти Гундаревой
Биография
Она могла бы стать инженером, как ее мама, и даже делала успехи в чертежном бюро, но тогда бы страна лишилась одной из самых талантливых актрис. Биография Натальи Гундаревой — история великого творческого пути, полная побед и преград, история сильной и мудрой женщины, отдавшей свой жизнь искусству.
Наталья Гундарева родилась в Москве, еще в школе она начала работать чертежницей — семья жила бедно, поэтому девочка хотела приобрести профессию, которая бы сразу обеспечила ей доход. Она даже почти поступила в МИСИ, как вмешалась сама судьба. Друг Натальи, театральный актер, уговорил ее поступать в Щукинское училище. Конкурс был более двухсот человек на место, но Наташу это не останавливало. И хотя мнение преподавателей разделились — мол, и полновата, и непластична, ее обаяние смогло перевесить все доводы против. Так определилась будущая биография Гундаревой — ей суждено было стать актрисой.
После училища талантливой студентке поступило много предложений, но она выбрала Театр имени Маяковского и оставалась ему верна до последних дней. Ее театральным крестным отцом стал Андрей Гончаров. Сначала он давал Наталье только эпизодические роли, но заметив ее самоотдачу, ее рост, ее приверженность профессии поверил в молодую актрису Гундареву и, наконец, она заблистала в театре в главных ролях. А в 1977-м вся страна полюбила ее героиню в фильме «Сладкая женщина». Режиссеры наперебой предлагали ей роли в кино. Первое время в ней видели только деревенскую девушку, но вскоре стало понятно — Гундарева способна сыграть любую сложную и многогранную роль. В конце 70-х и в 80-х годах она была одной из самых востребованных и любимых актрис в СССР, а потом предложения пошли на спад. Да и сама Наталья была всегда переборчива и на неинтересные роли не соглашалась. Тем не менее в своей жизни Гундарева сыграла более 70 ролей в кино.
Замужем актриса была трижды. Со своим последним мужем Гундарева дружила давно, а в 1986 году они, наконец, поженились и счастливо прожили в браке до самой смерти Натальи Гундаревой. Удивительно, но у самой знаменитой киномамы Гундаревой, снявшейся в роли многодетной матери в легендарной мелодраме «Однажды двадцать лет спустя», не было своих детей, так называемой приемной дочерью Гундаревой была Ирина Дегтева — правда, на момент их знакомства Ирине было 30 лет, а Наталье — уже за 40, но, по словам мужа Гундаревой, Михаила Филиппова, актриса всегда относилась к своей младшей подруге словно к взрослой дочери.
Последние годы Гундарева много болела, почти не появлялась на публике и не давала интервью. Смерть Гундаревой наступила 15 мая 2005 года, причиной смерти Гундаревой стал гемморагический инсульт. Похороны Гундаревой состоялись 18 мая, могила Гундаревой находится на Троекуровском кладбище.
Наталья Гундарева была воплощением русской красоты, хотя сама она себя красавицей не считала
Линия жизни
28 августа 1948 г. Дата рождения Натальи Георгиевны Гундаревой.
1971 г. Окончание театрального училища имени Щукиных, начало работы в Театре имени Маяковского, дебют в кино.
1973 г. Брак с Леонидом Хейфецем.
1977 г. Лучшая актриса по мнению читателей журнала «Советский экран».
1979 г. Брак с Виктором Корешковым.
1986 г. Получение звания народной артистки РСФСР, брак с Михаилом Филипповым.
1999 г. Получение независимой премии «Кумир».
2001 г. Получение международной театральной премии имени К. С. Станиславского.
15 мая 2005 г. Дата смерти Гундаревой.
18 мая 2005 г. Похороны Гундаревой.
Памятные места
1. Театральный институт им. Б. Щукина (бывшее театральное училище), которое окончила Гундарева.
2. Московский академический театр имени Маяковского, где работала Гундарева.
3. Дом Гундаревой в Москве, где она провела последние годы жизни.
4. НИИ Скорой помощи им. Склифосовского, куда Гундарева была госпитализирована летом 2001 года.
5. Больница Святителя Алексия митрополита Московского, где скончалась Гундарева.
6. Троекуровское кладбище, где похоронена Гундарева.
Эпизоды жизни
О личной жизни Натальи Гундаревой всегда ходили самые разнообразные слухи. Так, после фильма «Одиноким предоставляется общежитие» ее «поженили» с партнером по картине, Александром Михайловым. Жена Михайлова даже рассказывала Наталье — мол, однажды ей позвонили договориться о выступлении Михайлова на концерте, а потом пригласили и ее. Михайлова удивилась и отказалась. Прощаясь звонящий, назвал ее Натальей Георгиевной. Впрочем, Гундаревой приписывали романы со многими ее коллегами — в том числе и Сергеем Шакуровым, о чем Наталья сама, смеясь, рассказывала.
У Гундаревой не было детей, тем не менее она говорила, что дети — это очень важный и нужный шаг, и признавалась: «Наверное, когда я постарею, то буду очень жалеть, что нет детей. А может быть, и нет… Не знаю, что со мной будет дальше, но пока я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия. Театр мне их заменяет. Я всегда была так заполнена театром, меня так волновало все, что происходило в нем и вокруг, что было жаль отдавать часть жизни куда-то на сторону. Время от времени, правда, я представляю себе старость и ничего радужного в этом не вижу. Мало хорошего в том, что два одиноких старика будут бродить по улицам. А может быть, и хорошо? Но я ни о чем не жалею, потому что главным в моей жизни всегда был театр…»
И на сцене, и в кино, и в жизни — Гундарева была безжалостна и строга к себе
Заветы
«Душа-то у меня веселая, это правда, но все впечатления, которые я выношу на сцену, для меня связаны с мучениями. Жизнь — это все-таки трагедия, потому что трагичен финал».
«Может, я покажусь нескромной, но мне кажется, что до сих пор я играла хорошо. Во всяком случае на пределе возможного… Нас еще в театральном учили играть так, будто завтра ты умрешь! Так я и играла — словно умирать собралась. Мне так привычней, лучше».
«Я очень рада тому, что после нас не остается ничего вещественного, остаются легенды — так и должно быть».
«Все, что было, и было счастьем, только мы этого не знали».
Документальный фильм о Гундаревой «Личная жизнь королевы»
Соболезнования
«Она была нашим любимым партнером по сцене, человеком щедрого сердца и души, и одновременно простой, открытой для общения».
Александр Лазарев, актер
«Театр всегда существует, какие бы актеры и режиссеры ни уходили. Он все равно остается театром. Незаменимых нет. Но есть незаполненные ниши, которые образуются после ухода таких больших актеров. Это пустое пространство хочется заполнить чем-то. Потому о подобных актерах ходят легенды. О них вспоминают: помните, какой был актер, как он играл, как мурашки пробегали по спине, когда он выходил на сцену. Наташа была из таких актеров. Из тех, кто пролетает по жизни, как комета, и оставляет след».
Светлана Немоляева, актриса
«От имени правительства России примите самые глубокие соболезнования по поводу кончины Натальи Георгиевны Гундаревой, замечательной актрисы, обаятельного человека, бесконечно любимой зрителями, друзьями, коллегами».
Владимир Путин, президент РФ
Ссылки
Неофициальный сайт Натальи Гундаревой
Страница Натальи Гундаревой в «Википедии»
Также может быть полезно:
epitafii.ru
Наталья Гундарева. И жизнь, и слезы, и любовь…
Актриса Любовь Руденко: «Наташа очень любила бриллианты, но купить не могла, и когда, увидев однажды на пальце у нее невероятной красоты перстень, я спросила: «Что это?», она зарделась и ответила: «Миша подарил — машину продал»28 августа Наталье Гундаревой исполнилось бы 65 лет
Будущая звезда театра и кино родилась в рабочей семье. Отец прошел путь от простого рабочего до инженера малолитражных автомобилей. Мать всю жизнь проработала в конструкторском бюро инженером-проектировщиком, а в свободное от работы время играла в самодеятельном театре. Стоит ли удивляться, что любовь к театру передалась ее дочери? Почти каждый день после школы Наташа бежала в Дом пионеров, где занималась в кружке художественного слова. В восьмом классе она записалась в ТЮМ (Театр юных москвичей) при городском Дворце пионеров, где сыграла свои первые роли.Пожалуй, больше всего страданий ей доставляла полнота. В Щукинском училище Наташа, обмотавшись полиэтиленовой пленкой и надев — для верности! — три шерстяных спортивных костюма, по словам мастера ее курса Юрия Васильевича Катина-Ярцева, «до седьмого пота гоняла свою персону по спортзалу». К счастью, похудеть ей так и не удалось. Внешность стала ее актерской фишкой — фирменным отличием от многочисленных красоток-худышек, лица которых, увидев сегодня, назавтра и не вспомнишь.
У Гундаревой нет ни одной проходной роли, а названия фильмов, в которых она сыграла, говорят сами за себя: «Сладкая женщина», «Труффальдино из Бергамо», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Дульсинея Тобосская», «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «Зимний вечер в Гаграх», «Небеса обетованные». В то время как все вокруг восторгались ее талантом, сама Наталья Георгиевна считала, что просто на совесть делает свое дело. «Если бы я не была актрисой, а мыла бы раковины, то сделала бы все, чтобы именно мои раковины были самыми чистыми», — говорила она.
В последние годы Гундарева играла очень мало — ни в театре, ни в кино ей почти не предлагали ролей. Актриса переживала из-за творческой невостребованности. Депрессию усиливали и мысли о возрасте: перешагнув 50-летний рубеж, Наталья Георгиевна отчаянно не хотела стареть и решила «поработать» над собой — она сделала подтяжку лица и резко похудела. Возможно, эти радикальные меры и подвели ее и без того истощенный тяжелой работой организм к критической черте.
После инсульта, случившегося у нее жарким летом 2001-го, актриса на неделю впала в кому, но все-таки пришла в себя. Год она восстанавливалась — заново училась говорить и двигаться, но к прежней жизни уже не вернулась. Работать Гундарева не могла, зато могла и хотела заниматься благотворительностью: акция, в которой она участвовала, называлась «Во имя здоровья».
В конце 2002 года во время прогулки Наталья Георгиевна поскользнулась и упала, в результате она снова попала в больницу, из которой уже не вышла. Одна из самых ярких советских актрис скончалась 15 мая 2005 года, ей было всего 56 лет…
«УВИДЕТЬ НАТАШУ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ БЫЛО ВЫШЕ МОИХ СИЛ»
О Наталье Гундаревой рассказывает заслуженная артистка России Любовь Руденко.Любовь Николаевна, почему вы постоянно подчеркиваете, что не осмеливаетесь называть себя подругой Натальи Гундаревой, скорее, приятельницей?
— Близкие подруги — это те, к кому ходишь в гости, о ком знаешь всю подноготную, и такие друзья у Наташи были. Но и в моей жизни она сыграла важную роль. Я училась у художественного руководителя Театра имени Маяковского Андрея Александровича Гончарова, который обожал Наталью Георгиевну. В то время она уже начала активно сниматься (график в кино у нее был расписан на год вперед), и Гончаров, который ревниво относился к кинематографу, очень боялся, что его прима вообще уйдет из театра. Он не мог этого допустить — Наташа была уникальной актрисой, безудержно остроумной и невероятно трагедийной. В роли Веры Голубевой с Александром Михайловым в фильме «Одиноким предоставляется общежитие», 1983 год
Она столько всего придумывала для каждой своей роли, что Гончарову на репетиции оставалось только наслаждаться и радостно с ней соглашаться: «Да-да! Замечательно!».
После окончания института меня взяли в Театр имени Маяковского. И поскольку по фактуре я была очень похожа на Гундареву, на сборе труппы она при всех сказала: «Вот, Андрей Александрович, классная мне замена!». Гончаров испугался ужасно и долгое время вообще не давал мне никаких ролей.
Выходит, вместо того чтобы начинающей актрисе помочь, Наталья Георгиевна затормозила вашу карьеру?
— Но она же сама все исправила. Как-то мне позвонил ее муж, актер нашего театра Михаил Иванович Филиппов: «Любочка, Наташа заболела, а сегодня «Клим Самгин». Сыграй, пожалуйста, Белошвейку». Роль я знала назубок, репетировала ее, еще будучи студенткой, так что ввестись могла моментально. «Но как же Андрей Александрович?» — только и спросила я. «А Наташа ему уже позвонила, — ответил Филиппов, — ему некуда было деваться, не отменять же спектакль».
В шесть вечера у меня была репетиция, а в семь я уже играла Белошвейку.
Постепенно Андрей Александрович понял, что меня можно выпускать на большую сцену, и начал давать мне роли. Со временем я была уже занята во всех его спектаклях.
В роли Надежды Кругловой с Виктором Проскуриным, «Однажды двадцать лет спустя», 1980 год
Вы только дублировали Гундареву или были заняты с ней в одних спектаклях?
— В «Виктории…», где Наташа играла леди Гамильтон, мне досталась роль ее служанки-наперсницы Франчески, которой героиня Гундаревой поверяла самые сокровенные тайны. Видимо, это на нас сильно подействовало. К тому же во время репетиций мы так много времени проводили вместе на сцене, что отношения в спектакле стали и нашими отношениями в жизни.
С Евгением Евстигнеевым в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», 1985 год. В образе певицы Мельниковой, блестяще сыгранной Гундаревой, явно угадывается Алла Пугачева, а один из эпизодов с участием Мельниковой даже имел место на самом деле
Мы быстро перешли на ты. Когда я в очередной раз назвала ее Натальей Георгиевной, она возмутилась: «С ума сошла?! Я старше всего на 10 лет и для тебя просто Наташа!».
Ну а закрепили наши отношения съемки в фильме «Жизнь Клима Самгина», мы вместе ездили в экспедиции в Питер и Таллинн и все свободное время проводили вместе. Это были минуты редких душевных откровений, Наташа доверяла мне какие-то свои тайны, мечты, интимные подробности. Я их и сейчас храню, поскольку не могу спросить у нее разрешения об этом рассказать.
Она была счастлива в семейной жизни?
— Таких нежных и трогательных отношений между супругами я больше не встречала. Один пример.
У Наташи была вполне понятная для женщины страсть к бриллиантам, она их очень любила, но купить не могла. Во-первых, ее гонораров на них не хватало, во-вторых, бриллианты обязательно нужно получать в подарок — без этого они теряют свою магическую силу. Где-нибудь на съемках или гастролях Гундарева часто звала меня в ювелирный магазин: «Пойдем, бриллианты померяем!». Мы с ней шли, примеряли все, что было на витрине, но уходили ни с чем.
А однажды во время спектакля заходим мы на сцене за ширму, и я вижу на пальце у Наташи невероятной красоты перстень с изумрудом и бриллиантом. «Что это?» — спрашиваю. Наташа зарделась: «Миша подарил». — «Откуда такие деньги?!» — удивилась я. Тут она покраснела еще больше: «Машину продал».
Мужской поступок!
— Именно так она это и оценила. Вы не представляете, как Наташа была счастлива! Мужчину ведь надо оценивать не по словам, а по поступкам. Если он каждую минуту говорит о том, как тебя любит, но ничего не делает, чтобы подтвердить слова, грош цена его чувствам.
Михаил Иванович доказывал Наташе свою любовь делами.
Каждый вечер после спектакля он встречал ее с цветами, а зимой — с разогретой уже машиной, чтобы она ни минуты не стояла на холоде. Когда мы выходили из театра, я всегда видела ее ищущий взгляд. Убедившись, что муж ждет, она расцветала и не шла, а буквально летела к нему навстречу.
Но ведь Михаил Филиппов тоже актер. Неужели он никогда не ревновал жену к ее успеху?
— Михаил Иванович — интеллигентнейший, умнейший и тончайший человек с уникальным чувством юмора, чуждый самовлюбленности и фанаберии. Сейчас, в новом браке, он ведет себя предельно деликатно. Наташа была с ним очень счастлива. Когда она лежала в больнице, он приезжал к ней каждый божий день. Даже не знаю, какой еще мужчина мог бы это выдержать.
Каюсь — за все пять лет, что она болела, я так и не смогла пересилить себя и приехать к ней. Наташа всегда казалась стеной, за которую можно спрятаться и попросить и помощи, и поддержки. Увидеть ее в беспомощном состоянии было выше моих сил. Я понимала, что, скорее всего, не сдержусь и у меня начнется истерика. Если же мне и удастся сдержаться, меня выдадут глаза: какой бы хорошей актрисой ты ни была, есть вещи, которые скрыть и сыграть невозможно. И для меня, и для нее это было бы травмой. Поэтому я передавала ей какие-то вещи — например, напольный вентилятор, когда было жарко, но сама встретиться с ней так и не отважилась.
«РАБОТАЯ В ГОСДУМЕ, ГУНДАРЕВА НИ РАЗУ НЕ ПОЛУЧИЛА ПРИЧИТАЮЩУЮСЯ ЕЙ ЗАРПЛАТУ — ПЕРЕЧИСЛЯЛА ДЕНЬГИ В ФОНД НЕИМУЩИХ АКТЕРОВ»
Наталья Георгиевна переживала из-за того, что так и не смогла родить ребенка?— Выйдя замуж в первый раз, Наташа забеременела, но выносить ребенка не смогла. Она была уверена, что виной всему ее психологическая несовместимость с отцом ребенка. У нее тогда был ужасный токсикоз: от дома до театра доехать не могла, около каждой урны останавливалась.
Со вторым мужем у нее в этом смысле тоже ничего не получилось. Когда же Наташа встретилась с Михаилом Ивановичем, ей было уже за 40 и рожать она не рискнула. К тому же начались проблемы со здоровьем. Как-то на съемках в Питере мы с Наташей пошли в кино, и ей стало плохо прямо во время сеанса: она стала задыхаться, пришлось выйти на улицу. Когда мы пришли в гостиницу, она легла и попросила: «Не уходи, побудь со мной, если станет хуже, надо будет вызвать «скорую».
Наталья Гундарева с Олегом Басилашвили в философской комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», 1979 годДело в том, что Наташа была редкостным трудоголиком и выдерживала невероятную нагрузку, у нее было огромное количество репетиций, съемок, поездок, встреч со зрителями. Неудивительно, что организм истощился. Помню, как однажды в 11 часов вечера, отыграв тяжелейший спектакль и падая с ног от усталости, Наташа села за руль своей красной «пятерки» и поехала куда-то в Подмосковье на ночную съемку.
Была зима, метель, гололед. На вопрос, почему за ней не прислали машину, она ответила: «У меня же есть своя, зачем людям лишние заботы доставлять? К тому же за рулем я отдыхаю».
«С первым мужем театральным режиссером Леонидом Хейфецем Гундарева познакомилась во время работы над телевизионным спектаклем «Обрыв» — через шесть лет брак распался
В этой фразе вся Наташа. Со своими проблемами она всегда справлялась сама, ей неудобно было кого-то о чем-то для себя просить. А людям, к которым она направлялась, было не стыдно заставлять актрису полтора часа ехать ночью по скользкой дороге.»
Когда ее избрали в Государственную Думу, она как-то изменилась?
— Нисколько. Все так же рвалась всем помогать. Кстати, в Думе Наташа ни разу не получила причитающуюся ей зарплату — перечисляла деньги в фонд неимущих актеров. Об этом я узнала от человека, который видел ведомость, где напротив фамилии Гундаревой стояла соответствующая отметка. Сама Наташа никому об этом не рассказывала.
Я уже не говорю о том, скольким актерам она выбивала квартиры — например, Роман Мадянов именно ей обязан своим первым московским жильем. Он с женой и маленьким ребенком обитал в крохотной квартирке в подмосковном Дедовске, на работу добирался долго. Чтобы Рома успел на последнюю электричку, мы иногда даже спектакль играли быстрее.
Вторым супругом Натальи стал актер Виктор Корешков — ее партнер по спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда»И вот долгожданная радость: Мадянову выделили небольшую квартиру — правда, в Новогирееве. Но когда Рома с женой, взяв ордер, поехали смотреть свое новое жилье, оказалось, что там уже живут другие люди. Так бывает: дескать, мы квартиру выделили, а дальше разбирайтесь сами.
Рома позвонил Наташе, которая была на даче. Представьте себе, ровно через час она была около театра при полном параде — в классическом строгом костюме, с гладко зачесанными назад волосами. Они с Ромой сели в Наташину машину и поехали к начальству — разбираться. На следующий день Мадянову дали квартиру. Он сам мне об этом рассказывал — Наташа так и не призналась, что сделала очередное доброе дело.
Актер Театра Маяковского Михаил Филиппов и Наталья Гундарева были давними знакомыми и в 1986 году поженились. «Таких нежных и трогательных отношений между супругами больше я не встречала»
На себя у нее хватало времени и денег или, как всегда, сапожник без сапог?
— Помню, как они с Михаилом Ивановичем обставляли свою новую пятикомнатную квартиру своеобразной — круглой — планировки: в центре находилась гостиная, а вокруг — все остальные помещения. Стандартная мебель туда не подходила, поэтому гарнитур для гостиной они заказывали где-то за границей. Сегодня актер куда меньшего масштаба, чем Гундарева, может заработать на него за один съемочный день, а Наташе пришлось пахать почти месяц — чтобы накопить нужную сумму, она колесила по городам и весям, выступая на концертах и встречах со зрителями.
«ПРЕССА НАПИСАЛА, ЧТО ОНА СДЕЛАЛА СЕБЕ ЛИПОСАКЦИЮ, НО ЭТО НЕ ТАК»
Незадолго до рокового инсульта Наталья Георгиевна очень похудела…— …и пресса тут же написала, что она сделала себе липосакцию, но это не так. Дело в том, что Наташе предложили роль в сериале «Любовь.ru», где ее партнером должен был быть настоящий мачо — Анатолий Васильев. В сценарии были прописаны откровенные сцены, в которых Наташа представала полуобнаженной. Она очень из-за этого переживала: «Понимаешь, мне надо как-то подобраться. Лишние килограммы можно скрыть в театре, в костюмах, но не на экране, когда на тебе к тому же ничего нет. Я старше моей героини, поэтому мне нужно что-то сделать, чтобы не стесняться откровенных сцен».
Наталья Гундарева в детстве и молодости
Вот и начала худеть. Прошло два месяца театрального отпуска, мы пришли на сбор труппы и ахнули: Наташа похудела килограммов на 20 и выглядела блестяще — на сцену вышла стройная миниатюрная женщина, она ведь была невысокого роста. Все стали говорить, что Гундарева сделала пластику, что-то себе откачала. Но все было гораздо проще, она открыла мне секрет: «Я после шести вечера не ем». Это очень действенное средство. К тому же Наташа носила утягивающее белье — я сама видела, как она в гримерной надевала корсет. Заметив мой удивленный взгляд, сказала: «Ну а как иначе, надо выглядеть на все сто».
Говорят, именно резкое похудение и стало причиной инсульта.
— У нее всегда были проблемы с сосудами — всю жизнь мучилась с пониженным давлением. Когда играла «Леди Макбет Мценского уезда» — очень сложный в психологическом отношении спектакль, — оно у нее скакало постоянно. Наташа выбегала со сцены за кулисы, задирала юбку, и помреж Леночка, которая до этого работала медсестрой, профессиональным движением делала ей повышающий давление укол, и Наташа снова бежала на сцену.
А на гастролях в Киеве Гундарева вообще чуть не умерла. В тот день было очень жарко, и когда я приехала в театр, она пожаловалась, что плохо себя чувствует. «А ты давление померила?» — спрашиваю. У нее был такой приборчик, который надевался на палец, — быстро и удобно. «Да не успела, — услышала в ответ, — гримироваться надо было».
Наталья Георгиевна с третьим супругом Михаилом Филипповым и матерью Еленой Михайловной, 2001 год
И вот в начале второго акта, стоя с ней рядом на сцене, я увидела, что она начинает оседать и заваливаться назад. Вдвоем с Михаилом Ивановичем мы успели ее подхватить и унести в гримерку. Костюмерша, которая умела энергетическими способами повышать давление, тут же начала массировать Наташе пальцы, потом руку, начался прилив крови — это помогло продержаться до приезда врачей. Когда прибыла «скорая», давление у нее было 60 на 30. Врачи сказали, что еще немного, и мы бы ее потеряли. Но Наташа, лежа на кушетке, все просила: «Сделайте мне укол, и я доиграю, люди ни в чем не виноваты».
Публике объявили, что в связи с неожиданным ухудшением здоровья Натальи Гундаревой спектакль продолжать не будут, всем желающим предлагали сдать билеты. После этих слов зрители долго аплодировали, и ни один билет в кассу сдан не был.
Многие актеры о такой народной любви могут только мечтать!
— Наташа ее заслужила, ведь и сама она всегда с любовью относилась к своим зрителям. Как-то в Сочи мы с ней и моим сыном Толей пошли на пляж. А надо сказать, что в жизни она никогда не красилась, говорила: «Грима мне хватает на работе, пусть лицо отдыхает». И вот стоит она на берегу почти неузнаваемая — закутанная в полотенце, на голове косыночка. И тут женщина с девочкой, которая проходила мимо, ошеломленно спрашивает: «Это вы?!». — «Я!» — радостно отвечает Наташа. «Ой, — говорит женщина, — можно мне сфотографировать вас с моей дочерью?». — «Конечно!» — улыбается Наташа.
Я видела, что матери тоже очень хочется сфотографироваться с любимой актрисой, и предложила: «Становитесь все втроем, я вас сниму». Вы бы видели счастье этой женщины! Она нам рассказала, что приехала с Севера, что ее за хорошую работу премировали путевкой в Сочи. Когда они ушли, Наташа мне, тогда еще молодой актрисе, сказала: «Запомни, никогда не отказывай людям в автографе и просьбе сфотографироваться, для тебя это мелочь, а для людей — радость».
Забавная история произошла с Наташей и как-то на гастролях. Мы с ней только вышли из гостиницы, как ей буквально под ноги бросилась женщина с чемоданом: «Наталья Георгиевна, подождите!».
Оказалось, что она притащила книги, которые собирала всю жизнь, чтобы подарить любимой актрисе (в то время книги были дефицитом, мы с трудом их доставали, даже из-за границы привозили — я сама как-то тащила целый чемодан из Болгарии, где хороших книг на русском языке было очень много).
Я распахнутыми глазами смотрела на неподъемный чемодан, а Наташа как-то очень проникновенно сказала: «Спасибо вам большое! Конечно, я возьму ваш подарок». Когда счастливая поклонница ушла, я спросила: «Ну и что ты с этаким грузом делать будешь?». — «Отдам в театральную библиотеку, — сказала Наташа, — там всегда книги нужны. Если бы я их не взяла, оскорбила бы человека в лучших чувствах». Наташа была человеком редкой души…
Трагедия
С 2001 года Наталья Гундарева находилась на лечении после перенесенного инсульта. Все это время многочисленные поклонники и ее коллеги ждали ее возвращения, думали, что все обойдется. К сожалению, не обошлось… В конце 2004 года Наталье Георгиевне стало хуже, а 15 мая 2005 года великая актриса ушла из жизни…
russiahousenews.info
Наталья Гундарева. Несладкая женщина. Почему Наталья Гундарева так и не познала счастья материнства? :: ТВ Центр
Конец 90-х. Лето. На несколько дней Наталья Гундарева прилетает на гастроли в Израиль. Изматывающая 40-градусная жара в первый же день доводит её до критического состояния. Публика уже заполнила зал, а Наталья лежит за кулисами и врачи категорически настаивают на её госпитализации. И когда вопрос уже был окончательно решён, она вдруг сказала: «Нет, я буду играть».
«Наташа вышла и сыграла, и настолько это было талантливо, искромётно… Это было какое-то чудо, на овацию она сыграла, причём на абсолютной импровизации. Зашла за кулисы – и всё… Потом её отвезли в номер, а мы всю ночь там дежурили и смотрели – как она», – вспоминает Игорь Костолевский. В тот раз всё обошлось. Но таких историй в жизни актрисы Гундаревой наберётся не один десяток, ведь главным делом для неё всегда была работа. Ради неё она пожертвовала многим.
После роли многодетной матери в фильме «Однажды 20 лет спустя» Наталье Гундаревой мешками приходили письма со всей страны. Женщины признавались, что глядя на неё, они решились рожать и благодарили Наталью за пример, который она им подала. Хотя у самой актрисы детей не было. В середине 70-х Наталья могла стать матерью, но в тот момент ей впервые предложили сразу несколько главных ролей в театре и кино, и Гундарева прервала беременность. Позже, в одном из своих интервью Наталья признавалась: «Пока я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия, мне их заменяет театр».
Почти 30 лет Наталья Гундарева без преувеличения царствовала в театре Маяковского. Театр был для неё всем – домом, семьёй, любимым увлечением, хотя актрисой Гундарева стала случайно. Родители Натальи развелись, когда она была ещё маленькая. По совету мамы в последних классах она перевелась учиться в вечернюю школу и пошла работать чертёжницей. Потом поступала в МИСИ. Но стать инженером Гундаревой не дал актёр Виктор Павлов, с которым она познакомилась в самодеятельном театре. Он уговорил Наталью попробовать поступить в Щукинское училище. Поскольку в тот момент её мама была в отъезде, Наташа решилась и с лёгкостью прошла конкурс в 250 человек на место.
В документальном фильме зрители увидят редкие кадры архивного видео – отрывки из её интервью, выступление студентки Натальи Гундаревой в театральном училище, услышат воспоминания о ней однокурсников и педагогов. Все, кто знали Гундареву ещё студенткой, в один голос утверждают, что она уже тогда была большой актрисой.
После выхода на экраны фильма «Одиноким предоставляется общежитие» людская молва поженила Наталью Гундареву и Александра Михайлова. Так же, как потом все были уверены в её романах с Сергеем Шакуровым и Виктором Проскуриным. Но все эти актёры были её возлюбленными лишь на экране. А в жизни Наталья, влюбляясь, отдавалась этому чувству вся, без остатка. Она была трижды замужем. Сразу после института Гундареву пригласили на пробы к режиссёру Леониду Хейфецу, и Наталья покорила его мгновенно. Ей было 24, ему 38 лет. Вскоре они сыграли свадьбу в ресторане «Пекин». Невеста была без фаты и в зелёном платье, зато совершенно счастлива и любима.
Через шесть лет Хейфец и Гундарева развелись, и у Натальи начался роман с коллегой по театру актёром Виктором Корешковым. Она играла с ним любовные сцены в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда», а потом вышла за него замуж. Но второй брак продлился меньше года. Гундаревой исполнилось 38 лет, когда она вышла замуж за актёра Михаила Филиппова. Прежде чем начались их отношения, они много лет работали вместе, но у каждого была своя личная жизнь. В своей книге, посвящённой Наталье, Михаил пишет: «Очень вовремя мы встретились, жаль, что поздно». Гундарева прожила с Филипповым 19 лет, она называла Михаила своим единственным супругом. В 2001 году, когда Наталья заболела, Михаил буквально не отходил от неё. Охранял от назойливых журналистов, помогал учиться ходить заново.
В одном из последних интервью Наталья Гундарева сказала: «Душа-то весёлая, это правда, но все впечатления, которые я выношу на сцену, для меня связаны с мучениями. Жизнь – это всё-таки трагедия, потому что трагичен финал: мы умираем… Мне кажется, что изнутри все люди несчастны и одиноки…». Наталья Гундарева ушла из жизни, прожив всего 56 лет. Но этого хватило ей для того, чтобы остаться в памяти миллионов зрителей великой актрисой и замечательным человеком.
Некоторые участники фильма рассказывают о своих личных впечатлениях от общения с Натальей Гундаревой.
Светлана Немоляева, актриса:
– Наташа по своим внешним и внутренним данным – русская красавица. Она была очень самодостаточная, независимая, единственная, на кого главный режиссёр театра никогда не повышал голоса. Это было предметом страшной зависти, потому что на всех нас кричали, а на неё – никогда. Как только начинала работу, сразу заводила тетрадку, переписывала в неё свою роль и заносила все режиссёрские замечания и пометки. Если Гончаров начинал с ней спорить, она говорила: «Нет-нет, Андрей Александрович, у меня записано, что вы сказали мне идти в ту сторону и занять такую-то мизансцену». В общем, это была индивидуальность, личность и большой-большой талант. В театре её вспоминают очень многие, и забыть её невозможно.
Дмитрий Брусникин, актёр, режиссёр:
– Наташа была настолько уникальная актриса и незаменимый человек, что место её до сих пор свободно и его никогда никто не займёт. У неё не было никакого амплуа, она могла быть и смешной, и красивой, и сексуальной, и какой угодно. Она была правдивой, жизненной – вот и всё. Я работал с Наташей в «Петербургских тайнах» – длинном сериале режиссёров Леонида Пчёлкина и Вадима Зобина. А потом мы с Пчёлкиным вдвоём сделали сериал «Саломея», где Наташа играла как актриса, а я уже был режиссёром. Она была абсолютно послушна, никогда не болела звёздной болезнью, на площадке занималась делом, была всегда готова к работе. Очень любила порядок и точность, была суперпрофессионалом. Раньше существовала такая традиция: когда актёр заканчивал сниматься, он накрывал стол. В общем-то, никто этого правила уже не соблюдал, а Наташа продолжала это делать. Она накрыла столы, пригласила к столу осветителей, звукооператоров, режиссёров, артистов, массовку, и все отмечали её последний съёмочный день. Она была королевой…
www.tvc.ru