Гундарева актриса биография – (Natalia Gundareva) — — — -.

Содержание

Биография Натальи Гундаревой — РИА Новости, 28.08.2013

 

В 1990-е годы актриса продолжала активно сниматься в фильмах: «Паспорт» (1990), «Собачий пир» (1990), «Небеса обетованные» (1991), «Вперед, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины-III» (1992), «Петербургские тайны» (1994-1996), «Московские каникулы» (1995), «Хочу в тюрьму» (1998), «Ростов-папа» (2000) — и других.

С 1993 по 1995 год Гундарева была депутатом Государственной думы.

В 2001 году Гундарева перенесла инсульт и находилась на лечении в НИИ нейрохирургии имени Бурденко.

15 мая 2005 года Наталья Гундарева скончалась в больнице Московской патриархии.

Похоронена актриса в Москве на Троекуровском кладбище.

Творчество актрисы отмечено многими наградами. Наталья Гундарева — народная артистка России (1986), лауреат Государственной премии СССР (1984), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980, за роль в фильме «Осенний марафон»), премии Ленинского комсомола (1978), премии мэрии Москвы (1994). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998). Четырежды по результатам опросов журнала «Советский экран» (1977, 1981, 1985, 1990) она называлась лучшей актрисой года. Гундарева удостоена премии Союза кинематографистов России «Ника» в номинации «Актриса года» (1990), премии «Хрустальная Турандот» (1996), независимой премии «Кумир» (1999).

Ей вручен приз на IX Международном кинофестивале в Болгарии (1981), приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Монреале (1990), приз «Алмазный венец» Всероссийского фестиваля «Созвездие» (1990), приз «Золотой Орел» за лучшую женскую роль в картине «Ростов-папа» (2002). В 2001 году Наталья Гундарева стала лауреатом Международной премии Станиславского. В 2002 году она была награждена премией президента России в области литературы и искусства.

Наталья Гундарева трижды была замужем. Первым мужем актрисы был театральный режиссер Леонид Хейфец. Их брак продлился шесть лет. Повторно Гундарева вышла замуж за актера театра Маяковского Виктора Корешкова. Третьим мужем Натальи Гундаревой стал актер театра и кино Михаил Филиппов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

биография, личная жизнь, семья, муж, дети

Содержание статьи

Наталья Гундарева – Народна артистка РСФСР, Заслуженная артистка РСФСР, всенародная любимица, замечательная актриса и женщина. Наталья Гундарева была талантливой актрисой, способной прочувствовать каждую эмоцию, переживающую ее героиней. Режиссеров, работающих с Гундаревой, поражало ее упорство и высокая трудоспособность.

Все восхищались, насколько этот человек мог выложиться на съемочной площадке. Она любила свою работу, а зритель любил фильмы с ее участием. Несмотря на ранний уход из жизни, работами Гундаревой восхищаются миллионы людей по сегодняшний день.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Наталье Гундаревой

Актриса скорее выделялась своим талантом, харизмой, чем красотой, хотя и имела выразительные черты лица. Что же касается телосложения, то Гундарева всегда была чуть полновата, возможно, это и вызывало интерес к тому, какой у нее рост, вес, возраст. Сколько лет Наталье Гундаревой было на момент смерти, знают все.

К сожалению, она покинула этот мир очень рано, ей было всего 56 лет. Ее рост был 168 см, о весе данных нет. Сегодня также пользуются популярностью фильмы, в которых снималась Наталья Гундарева. Фото в молодости и сейчас – очень часто просматриваются большим количеством людей ежедневно.

Биография Натальи Гундаревой (актриса)

Несмотря на недолгую жизнь, биография Натальи Гундаревой очень содержательная. Отец – Георгий Макарович Гундарев, мать – Елена Михайловна Гундарева. Актриса уроженка Москвы, родители – инженеры. Казалось бы, ничто не способствовало выбору актерской профессии. Но, большой поклонницей театра была мать Гундаревой. Она частенько водила с собой дочку на театральные постановки, неоднократно и сама в них принимала участие, в свободное от основной работы время. Именно мама и привила Наталье Гундаревой любовь к искусству, театру, сцене.

Все началось с участия Гундаревой в школьном кружке, далее – запись в местный театр. Как оказалось, Наталья критично относилась к своей внешности, а поэтому, не рассматривала возможность стать актрисой в будущем, а считала это, своего рода хобби. Еще не успев получить среднее образование, девушка устраивается на работу чертежницей, желая продолжить семейную традицию в выборе профессии.

1967 год стал переломным для Натальи Гундаревой, тогда ее товарищ уговорил не поступать в МИСИ, а попытать счастья на вступительных экзаменах в Щуку. Абитуриентов была тьма, Гундарева не надеялась пройти конкурс, но, в итоге, с блеском сдала экзамен, удостоившись похвалы ректора училища.

После окончания популярного театрального училища, актрисе поступило предложение от нескольких московских театров одновременно. Гундарева выбрала театр им. Маяковского, куда когда-то ходила на спектакли с мамой. С этим театром актриса сотрудничала всю жизнь, а его актеры стали для нее настоящей семьей.

Именно высококлассное актерское мастерство Гундаревой на сцене театра им. Маяковского принесло первую славу и узнаваемость актрисы. Но, всенародная любовь пришла к ней благодаря съемкам в кино.

Фильмография: фильмы с участием Натальи Гундаревой в главной роли

Дебют Гундаревой в кино случился в 1966 году, но роль, которая прославила актрису на всю страну, была сыграна в 1972 году в фильме «Здравствуй и прощай!».

Самой бурной актерской деятельностью можно считать середину 80-х и 90-е годы. В это время Наталья Гундарева снялась во многих фильмах, зачастую в главных ролях. Зрители прониклись искренней любовью к актрисе, которая в каждом фильме раскрывалась по-новому.

У Натальи Гундаревой впечатляющая фильмография: «О бедном гусаре замолвите слово», «Сердца томная забота», «Хозяйка детского дома», «Одиноким предоставляется общежитие» и многие другие.

Личная жизнь Натальи Гундаревой

Личная жизнь Натальи Гундаревой всегда интересовала публику, как и других знаменитостей, но эта тема всегда была табу для обсуждения. Любые попытки журналистов проникнуть в семейные тайны актрисы или выпытать какие-либо подробности заканчивались неудачей.

Надо сказать, что в доме Натальи Гундаревой никогда не было журналистов, хотя успешные люди часто выставляют свою семью и достижения напоказ. Но, Наталья Гундарева не из их числа. Она всегда использовала шутки для ответа на личные вопросы СМИ.

Актриса была трижды замужем, своих детей у нее так и не было.

Семья Натальи Гундаревой

Гундарева была очень любвеобильной женщиной, любящей романтику и ухаживания.

С первым мужем прожила два года. Второй брак развалился не без помощи свекрови. В третьем же браке она прожила счастливых 19 лет. По рассказам актрисы, со вторым мужем – Михаилом Филипповым, у нее была абсолютная семейная идиллия. Женщина мечтала о детях, но судьба распорядилась иначе, и своих детей у нее так и не было. Был лишь пасынок, сын от первого брака Михаила Филиппова. Так что, можно считать, что муж актрисы и его сын и была семья Натальи Гундаревой.

Дети Натальи Гундаревой

Так сложилось, что женщина, посветившая себе карьере, сделавшая счастливыми, по меньшей мере, троих мужчин, и нашедшая свою любовь, не смогла реализовать свою самую заветную мечту – стать матерью. Подробности актрисой не разглашались, но известно, что это была для нее больная тема, рана, кровоточащая в ее душе всю жизнь.

Как отмечали режиссеры, во время съемок фильма, в котором Гундаревой предстояло играть роль матери, она настолько правдиво влилась в образ, что все этому удивились. Казалось, перед ними женщина, которая уже познала прелести материнства. Актриса была бы хорошей и заботливой матерью, но не судьба. Дети Натальи Гундаревой – это невоплощенная мечта актрисы.

Бывший муж Натальи Гундаревой – Леонид Хейфец

Первый и уже давно бывший муж Натальи Гундаревой — Леонид Хейфец. Актриса была очень влюбчивой и романтичной натурой. С первым супругом повстречалась в театре, он был намного старше актрисы, ставил постановки в спектакле Маяковского.

Они поженились, несмотря на то, что Гундарева очень не полюбилась свекрови. В итоге, расстались спустя 6 лет. Этот брак не принес счастья, детей, благополучия, а, скорее наоборот, горечь и печаль. По словам близких Натальи Гундаревой, она действительно любила своего супруга.

Бывший муж Натальи Гундаревой – Виктор Корешков

Второй бывший муж Натальи Гундаревой – Виктор Корешков. Молодые люди встретились на одной съемочной площадке. По сюжету фильма, у их героев был роман, что молодые люди перенесли в реальную жизнь. После окончания съемок картины, пара продолжила отношения за пределами работы.

Многие были удивлены их тандему, да и считали, что Гундарева слишком лелеет Корешкова. Актеры поженились, но семейная жизнь оказалась не для них. Из-за супруга актриса оказалась втянутой в любовный треугольник, что и послужило причиной для распада брака.

Муж Натальи Гундаревой – Михаил Филиппов

Третий муж Натальи Гундаревой – Михаил Филиппов, стал для актрисы другом и опорой. Это был тот самый мужчина, которого она надеялась встретить.

Популярная актриса неоднократно рассказывала, что именно Михаил принес ей счастье, окружил ее той заботой, в которой она так нуждалась. Супруги дополняли друг друга, жили крепкой семьей. Вдовец с нежностью и легкой грустью вспоминает счастливые годы брака с Натальей, не скрывая, что ему очень не хватает жены. Брак просуществовал 19 лет, а потом актрисы не стало.

Наталья Гундарева: причина смерти, похороны

После того как умерла Наталья Гундарева, причина смерти, похороны – стали самыми обсуждаемыми темами в СМИ. На момент кончины ей было всего 56 лет.

Это была действительно трагическая новость, которая потрясла весь отечественный кинематограф. Все началось с инсульта Натальи Гундаревой, после которого она выжила, но очень долго восстанавливалась. Все друзья и коллеги беспокоились о том, как себя чувствует Наталья Гундарева. Фото из больницы, скрытые фото стали все чаще расходиться по просторам интернета и желтой прессы. Четыре года актриса боролась за свою жизнь, в итоге, 15 мая 2005 года скончалась популярная актриса Наталья Гундарева. Похороны (фото похорон есть в сети) проходили на одном из элитных столичных кладбищ.

Фото Натальи Гундаревой в журнале Максим

Фото Натальи Гундаревой в журнале Максим нет, актриса была слишком занята и застенчива, чтобы сниматься полуобнаженной для журнала. Да и хватало других знаменитостей, которым хотелось показать свои формы.

Одно время Наталья Гундарева заметно похудела, что вызвало массу бурных обсуждений. Ушедшие килограммы сказались и на лице актрисы, которое слегка изменилось. Это стало поводом для слухов, что якобы Наталья Гундарева после пластической операции (фото пользовались особой популярностью) стала красивее и моложе. Но, актриса опровергала эти слова.

Инстаграм и Википедия Натальи Гундаревой

Есть ли Инстаграм и Википедия Натальи Гундаревой? На сайте Википедии есть данные об актрисе. Тут доступна полная фильмография Гундаревой, ее подробная биография, достижения и награды, звания. Здесь же можно узнать последние подробности о смерти актрисы, ее причинах. Что касается Инстаграм, то эта социальная сеть появилась лишь через пять лет спустя после кончины великой российской актрисы Натальи Гундаревой, так что никакого аккаунта в Инстаграме быть не может.

Народная артистка России Наталья Гундарева, навсегда останется в сердцах зрителей, коллег и близких людей.

07a.ru

фильмография, фото, биография. Актер, Исполнитель, Актер-дублер.

Краткая биография

Наталья родилась 28 августа 1948 года в Москве. Ушла из жизни 15 мая 2005 года в 56-летнем возрасте после инсульта. Родители будущей советской кинозвезды трудились обычными инженерами. Они развелись, когда дочь была еще маленькой. «Родители сделали для меня все возможное, – рассказывала Гундарева. – Я их очень уважаю. Никогда не били, хотя, правда, специально мною и не занимались». Заядлые театралы, мама с папой с детства привили дочери любовь к театру. Но Наталья никогда не представляла себя актрисой — ей казалось, что у нее недостаточно типичная для актрисы внешность — «рыхлая фигура», например. Чтобы бороться с комплексами, юная Наташа хваталась за самые разнообразные занятия: баскетбол, лыжи, танцы. «Я рисовала много эскизов нарядов, и мама думала, что я стану художником-модельером. Бегала в разные кружки – драматический, чтецкий, пения. Все это мне нравилось!» — вспоминала Гундарева. Наталья особенно не мечтала стать актрисой, в старшем классе девушка готовилась рисовать чертежи — хотела поступать на проектировщика. Но друг Натальи, также впоследствии ставший известным актером, Виктор Павлов уговорил Гундареву поступать в Щукинское училище. Она поддалась — и не пожалела. После окончания училища ей предложили работу сразу несколько московских театров. Наталья выбрала Театр имени Маяковского, где работала до конца жизни.

После выпуска Гундарева начала и кинокарьеру. И в театре, и в кино поначалу ей предлагали лишь незначительные роли. Ее первым киноперсонажем стала продавщица биноклей в фильме «В Москве, проездом…» (1970). Затем 24-летняя актриса сыграла буфетчицу в ленте «Здравствуй и прощай» (1972). Гундаревой понадобилось несколько лет, чтобы ей стали доверять крупные роли. В 80-х актриса стала событием театральной Москвы, сыграв первые главные роли в спектаклях. В 28 лет она сыграла свою дебютную главную роль в кино — в комедии «Сладкая женщина» (1976). Ее героиня — кокетливая работница кондитерской фабрики, простая и обаятельная Анна — прославила актрису на весь Советский Союз. Знаменитый журнал «Советский экран» называет ее лучшей актрисой года, подтвердив внезапно вспыхнувшую всенародную любовь к Гундаревой. В кинокарьере Натальи произошел молниеносный взлет. Успех закрепился участием в популярных фильмах: роль Смеральдины из «Труффальдино из Бергамо» (1976), Дуньки из драмы «Любовь Яровая» (1977), деревенской Кати из «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978). В 1979 году Наталья Гундарева появилась в актерском дуэте вместе с Олегом Басилашвили в драме Георгия Данелия «Осенний марафон», где сыграла стареющею жену главного героя — отвязного казановы. Фильм имел не только всесоюзный, но и международный успех, в частности, был отмечен на Венецианском кинофестивале. На 80–90-е приходится пик популярности актрисы. Любимыми в народе становятся картины с ее участием – «Однажды двадцать лет спустя» (1980), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988) и др. Среди последних работ актрисы — комедия «Криминальное танго» (2003), в которой она снялась за два года до смерти.

Наталья была трижды замужем — за режиссером Леонидом Хейфецем (с которым познакомилась на съемках «Обрыва»), актерами Виктором Корешковым и Михаилом Филипповым. Детей у нее никогда не было.

www.ivi.ru

Гундарева Наталья Георгиевна — биография актрисы, личная жизнь, фильмы и фото актрисы. Артистка театра и кино

Наталья Гундарева была уникальной актрисой, с потрясающим даром перевоплощения. Ей были подвластны абсолютно любые роли и образы — от хамоватой пьянчужки Люськи в «Небесах обетованных» до уютной многодетной мамы Нади Кругловой в «Однажды двадцать лет спустя», от примадонны Мельниковой в «Зимнем вечере в Гаграх» до мещанки Анны Доброхотовой в «Сладкой женщине», от кокетливой служанки Смеральдины в «Труффальдино из Бергамо» до несчастной, обманутой жены Нины Бузыкиной в «Осеннем марафоне». Ну а в жизни она была милой, домашней женщиной, просто Наташей.

Наталья Гундарева родилась в Москве 28 августа 1948 года. Искусство влекло ее с детства, она занималась в Театре юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. И все же сначала Гундарева не мыслила об актерской судьбе. После десятого класса пошла работать чертежницей в конструкторское бюро, готовилась поступать в Московский инженерно-строительный институт. И вдруг — неожиданный поворот! Наталья подает документы в Щукинское училище и с первого раза поступает на курс к изумительному педагогу Юрию Катину-Ярцеву. Окончив училище в 1971 году, она поступает в Театр имени Маяковского, где и прослужит всю жизнь. Заядлые театралы-старожилы, конечно, помнят ее блистательные роли в спектаклях «Банкрот» (Липочка), «Бег» (Люська), «Леди Макбет Мценского уезда» (Катерина Измайлова) и многих других. Как вспоминала коллега Гундаревой Светлана Немоляева: «Наташа была очень ответственной. Нам еще поэтому было легко общаться: я тоже убеждена, что без ответственности в театре невозможно. Наташа всегда приходила в театр рано, очень серьезно готовилась к спектаклю, спускалась на сцену раньше других актеров и, стоя за кулисами, слушала шум зала». Да, неслучайно актерскую работу в театре называют именно служением, принято говорить не «она работала в театре», а «она служила в театре». Только при таком, трепетном, настоящем, отношении к своей профессии можно сделать что-то стоящее, поистине великое.

Кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя» (1980)

Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976)

Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово» (1980)

Впрочем, и в кино Наталья Гундарева тоже служила, в ее фильмографии нет ни одной случайной, проходной роли, она творила образы своих героинь, создавая на экране галерею всевозможных женских судеб. Недаром однокурсник Натальи Георгиевны по училищу Константин Райкин назвал ее «воплощением Настоящей Женщины в нашем искусстве». Киноженщинами Натальи Гундаревой можно восхищаться, их можно боготворить, вызывают они и смех, и недоумение, и жалость, и симпатию — в общем, все чувства, кроме равнодушия. Как изумительно она сыграла несчастную, по сути дела, Аню Доброхотову в «Сладкой женщине». Именно за эту роль ее назвали лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году. Гундаревой удалось создать живой, настоящий образ женщины, неистово жаждущей любви, но абсолютно не понимающей на самом деле, что это такое, просто не доросшей духовно до понимания и ощущения этого чувства, пытающейся подстроить его под свой манер, а скорее даже просто подстроиться под мужчин. И если на протяжении всего фильма героиня большой симпатии не вызывает, то к финалу все становится на свои места — и возникает огромная жалость к этому потерянному существу. В «Сладкой женщине» актриса действительно сыграла судьбу. Так же как и в прекрасной мелодраме «Одиноким предоставляется общежитие». И здесь она совсем другая — добрая, светлая, открытая Вера Голубева, бескорыстная сваха, устраивающая личную жизнь своим подругам.

«Я не путаю жизнь с театром. Жизнь — это одно, и я считаю, что жизнь тем и прекрасна, что она жизнь. А театр прекрасен тем, что это театр. Мне кажется, очень большое несчастье некоторых актеров, когда они путают эти два понятия. Они на сцене уже ничего играть не могут, а в жизни ну просто не налюбуешься. Но устаешь от таких очень быстро».

Наталья Гундарева могла блеснуть и в эпизоде. Как, например, в картине «О бедном гусаре замолвите слово», где она сыграла модистку Жужу, родную для всех гусаров. Или в «Небесах обетованных» в роли Люськи, которая не моргнув глазом может выгнать на улицу маму своего сожителя.

Наталья Георгиевна Гундарева рано ушла из жизни, ей было всего 56 лет. Похоронена актриса в Москве на Троекуровском кладбище.

www.culture.ru

Гундарева, Наталья Георгиевна — Википедия

Ната́лья Гео́ргиевна Гу́ндарева (28 августа 1948, Москва — 15 мая 2005, там же) — советская и российская актриса театра и кино. Одна из самых популярных актрис советского кинематографа 1970—1990 годов. Народная артистка РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980). Лауреат премии Москвы (1994). Лауреат премии Ленинского комсомола (1978). Депутат Государственной думы Российской Федерации I созыва (1994—1996).

Ведущая актриса Московского академического театра имени В. Маяковского (1972—2001). Наиболее известные роли сыграла в таких фильмах, как «Труффальдино из Бергамо», «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома», «Сладкая женщина», «Однажды двадцать лет спустя» и других.

Биография

Начало

Родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке. Отец, Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей. Мать, Елена Михайловна, работала инженером-проектировщиком — руководителем группы — в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий. Родители рано развелись, и Наталью воспитывала мать[3]. Любовь к театру передалась Наталье от матери, но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала — считала, что это не для неё. Восьмиклассницей Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. В десятом классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей[4].

Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище. В 1971 году она окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева, где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатырёвым, Натальей Варлей[4].

В 1971 году многообещающую выпускницу училища приглашали в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, и Гундарева выбрала Театр им. Маяковского, в котором служила до конца жизни. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров предлагал молодой актрисе только эпизодические роли.

В 1974 году в спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» по Островскому Гончарову понадобилось ввести новую актрису на роль Липочки, которую исполняла Доронина. После 10 дней репетиций Гундарева органично вошла в спектакль; её дебют в главной роли сразу был оценен театральной Москвой[5][6].

В кино в эпизодических ролях Наталья Гундарева снималась с 1971 года.

Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине «Сладкая женщина» Владимира Фетина. Предложения от кинорежиссёров следовали одно за другим.

Практически ни одна работа актрисы не оставалась незамеченной критикой — на сцене, на телевидении, в кино. К концу 1970-х годов Гундарева стала одной из ведущих актрис театра[7].

В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой.

Расцвет карьеры

1979—1984 годы становятся временем расцвета театральной и кинематографической карьеры актрисы. Она ушла наконец от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.

Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда»[8]. Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в Театре на Малой Бронной. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны назначил Наталью Гундареву.

Честно говоря, дело тут не только в инсценировке, тогда у меня не было Н. Гундаревой. Ни на Бронной, ни потом в ГИТИСе я не мог осуществить ни инсценировку Дикого, ни свою, над которой начал работать, из-за отсутствия актрисы, способной поднять эту роль. Сергея-то найти было возможно; Катерину Львовну — нет!

— Андрей Гончаров «Режиссёрские тетради» [7]

Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» стал одной из наиболее значительных постановок в истории Театра им. Маяковского и с успехом шёл в течение 13 лет.

Другой её значимой ролью стала Нина Бузыкина в фильме «Осенний марафон». Ещё одно серьёзное достижение периода — Валерия в телефильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота» (1979 год, режиссёр В. В. Мельников). К сожалению, фильм был признан упадническим и дошёл до зрителя только в 1987 году.

Фильмы «Одиноким предоставляется общежитие» (режиссёр С. Самсонов) и «Хозяйка детского дома» (режиссёр В. Кремнев), вышедшие в 1984 году, затрагивают социально важные темы одиноких женщин и брошенных детей. Аркадий Инин писал сценарий фильма «Одиноким предоставляется общежитие» и образ Веры Голубевой именно «под Гундареву». Темы, поднятые в картинах, и мастерство актрисы вызвали большой отклик у аудитории — спустя много лет она продолжала получать письма от зрителей. Сама лишённая счастья материнства, Наталья Гундарева нередко воплощала на экране образ матери и в том числе многодетной матери — эти работы стали одними из лучших в её карьере[9].

Последние годы

С начала 1990-х актриса меньше снималась и репетировала, сетовала на то, что всё меньше ей предлагают подходящих ролей. Заметными работами стали роли леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..» и княгини Шадурской в сериале «Петербургские тайны».

Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993—1995 работала в Госдуме во фракции «Женщины России»[10].

Ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя[11].

Последней работой в театре стала роль Леттис в «Любовном напитке» (1997). В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и перенесла пластическую операцию[8][12]. Последнюю роль — Василису Саввичну в сериале «Саломея» — актриса сыграла в начале 2001 года; зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой[13].

Гундарева, появившаяся на обложках глянцевых журналов после пластической операции, выглядела сногсшибательно, но это была всего лишь фотогеничная маска. На телеэкране — в движении всё обстояло не столь радужно. Застывшее лицо отказывалось слушаться, и, судя по всему, это стало потрясением для чрезвычайно требовательной к себе актрисы… После радикального изменения внешности организм испытывает стресс, потому что сам себя не узнаёт.

— врач-невролог Нина Андриенко [10]

Гундарева, преданная одному театру и привыкшая к определённой традиции и манере, редко играла в антрепризных спектаклях и постановках других творческих коллективов. В 2001 году Гундарева получила предложение от Олега Табакова в МХТ им. Чехова на роль Мадлены Бежар в «Кабале святош» Булгакова. Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку, и она начала репетиции. Однако в новом коллективе были свои порядки, и ей сложно было с ними свыкнуться. Как вспоминал Игорь Костолевский: «Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему всё происходит не вовремя». В итоге незадолго до премьеры Гундарева отказалась от роли[14][15].

Могила Натальи Гундаревой на Троекуровском кладбище Москвы.

Июль 2001 года запомнился москвичам аномальной жарой[16]. Лето Наталья Гундарева проводила на даче в Подмосковье в районе станции Дедовск, в санатории Управления делами президента «Снегири». В ночь с 18 на 19 июля она почувствовала себя плохо и была доставлена в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Актрису экстренно перевезли в Институт Склифосовского, по дороге состояние её резко ухудшилось. 21 июля она впала в кому, и врачи констатировали обширный ишемический инсульт. 27 июля пациентку перевели в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, ситуация начала меняться к лучшему. 1 августа Гундарева полностью пришла в себя[17].

Постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулись речь и ограниченное движение. Врачи осторожно начали давать позитивные прогнозы на исход лечения. К лету 2002 года Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей. В 2002 году в рамках акции «Во имя здоровья» она занималась благотворительностью и помогала многим актёрам пройти курс лечения[18].

Больше Наталья Гундарева на сцену уже не выходила и не появлялась на публике. Несмотря на усилия родственников и врачей, полное выздоровление не наступало. В 2002 году во время прогулки она поскользнулась и ударилась затылком.

15 мая 2005 года, на 57-м году жизни, Наталья Гундарева скончалась в больнице Св. Алексия (бывшая 5-я градская) из-за повторного геморрагического инсульта. Актриса была похоронена 18 мая на Троекуровском кладбище Москвы[19]. Авторами памятника на могиле выступили отец и сын Согоян.

Семья и личная жизнь

Наталья Гундарева трижды была замужем.

  • В 1973 году во время съёмок телевизионного спектакля «Обрыв» она познакомилась с Леонидом Ефимовичем Хейфецем. Известный режиссёр был на 14 лет старше молодой актрисы. Сразу после съёмок они поженились. Леонид Ефимович — который до того, как обзавёлся семьёй, не имел своего жилья и обитал прямо в театре — получил квартиру. Через шесть лет супруги развелись. Гундарева жаловалась, что разрывается между семейными заботами и навалившейся тогда высокой профессиональной востребованностью[20].
  • В 1979 году во время работы над звёздным спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Гундарева сблизилась со сценическим партнёром по роли Виктором Корешковым. После короткого и бурного романа они поженились, но брак вскоре распался.

О первом и особенно о втором браке актриса не любила вспоминать.

После второго брака у Н. Гундаревой начались отношения с актером Сергеем Насибовым. Сергей и Наталья сблизились во время совместных репетиций в театре имени Маяковского. Десятилетняя разница в возрасте не стала препятствием для романа. Официально Гундарева и Насибов начали встречаться, оказавшись вместе на гастролях в Кишиневе. Наталья просто перебралась к Сергею в номер, о чём немедленно узнали все, кто их сопровождал. Некоторое время спустя актер развелся с Екатериной Дуровой, что очень расстроило её отца — актера Льва Дурова. Роман продолжался в течение трех лет, затем Гундарева и Насибов оповестили друзей о своем расставании. C. Насибов полагает, что в их расставании виноват он один, так как ввиду молодости ещё не научился ценить свое счастье [21].

Затем был роман (1984 — 1985) с известным игроком московского «Динамо» Александром Минаевым.

  • Третий брак (с 1986 года) — с Михаилом Филипповым, актёром театра Маяковского с 1973 года. Филиппов и Гундарева были давними знакомыми. В этом браке актриса наконец-то обрела свое счастье. Их разлучила смерть Натальи… До брака с Гундаревой Филиппов был женат на дочери Ю. В. Андропова — Ирине.[20] Как вспоминала сама актриса:

Миша пришёл в наш театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу, — Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы… Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он…

Последние годы актриса провела в своей квартире в Москве на 1-й Тверской-Ямской[11].

Детей у Натальи Гундаревой не было. Сама она говорила, что детей ей заменил театр[18]. Однако у Натальи Гундаревой в 40 лет появилась так называемая «приёмная дочь» Ирина Дегтева. О ней писал муж Гундаревой Михаил Филиппов в книге воспоминаний «Наташа»:

«Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку…». Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли — Человеческого детёныша — Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого Подкидыша, ребёнку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали — она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы.

Творчество

Обзор

Первые роли Натальи Гундаревой эксплуатировали характерную внешность. Образ типичной русской женщины, кустодиевской красавицы привлекал публику. Однако даже в дебютных ролях ощущалось, что актриса способна на гораздо большее. Она воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность[8].

За без малого 30 лет своей творческой карьеры Гундаревой удалось создать галерею разноплановых образов. Первая же роль — Липочки в «Банкроте» — показала, что актриса способна передавать тонкие нюансы психологии героини. Способность раскрыть и донести режиссёрскую мысль в персонажах с самых разных полюсов — ещё одна грань таланта актрисы ученицы вахтанговской школы[22]. Драматург Александр Володин упоминал даже о том, что с Гундаревой стало отождествляться представление о том, что её героини — пошлые и приземлённые создания, своего рода хозяйки современной жизни. Но и в таких образах можно было увидеть тонкие штрихи, которые актриса создала своим дарованием в неприглядных героях. Карен Шахназаров считал, что Гундаревой, как никому другому в советском театре и кино, свойственны страстность, темперамент и точность в деталях. Её работа в фильме «Зимний вечер в Гаграх», по словам Шахназарова, спасла плоскую и маловыразительную по сценарию роль певицы Мельниковой[10].

Гундарева всегда считала себя прежде всего театральной актрисой. Андрей Гончаров стал для неё больше чем режиссёром и наставником. В статье, посвящённой его памяти, актриса писала: Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера…[7]. Партнёры по сцене считали, что Наталья Гундарева и Армен Джигарханян — идеальные актёры для Гончарова. Гундаревой всегда был больше по душе академический театр, традиции чеховской и горьковской драматургической школы. В 1990-е годы ей было очень сложно свыкнуться с новыми веяниями и авангардистскими изысками. Как вспоминал Виктор Мережко, создавший в своих сценариях несколько интересных героинь для актрисы, с конца 1980-х началась эксплуатация её профессиональных возможностей[23].

Мне кажется, что театр из Храма превращается в балаган. Из носителя духовности и нравственности — в царство натурализма, цинизма и примитивизма… Все традиции, которые складывались десятилетиями, попираются и осмеиваются новыми дельцами от искусства. Этот вирус проникает даже и в традиционные реалистические классические постановки, которых становится всё меньше, — их просто уже стыдятся ставить.

— из интервью актрисы [17]

Гундаревой удалось успешно поработать и в таком сложном жанре, как художественное чтение. Она всегда любила русскую классику, особенно Достоевского и Лескова. Ещё во время учёбы в Щукинском училище педагог Дина Андреева привила будущей актрисе вкус к слову, способность передать слушателю его музыку и колорит. В 1981 году Наталья Гундарева записала для ЦТ СССР моноспектакль «Тупейный художник», в котором она читала прозу Лескова[7].

Теперь очевидно, что, ограничивая актрису, режиссёры словно насильно совершили выдающееся открытие. Таких «простых» женщин, как женщины Гундаревой, в советском кино ещё не было. «И простые бывают роковыми, а роковые — простыми»…

Фильмография

  • 1966 — Хмырь — здоровячка
  • 1972 — Здравствуй и прощай — Надежда Сергеевна (Надёжка), буфетчица в кафе «Улыбка»
  • 1972 — В Москве проездом… — продавщица биноклей в ГУМе
  • 1973 — Назначение — Майя Золоткова
  • 1973 — Ищу человека — Клава
  • 1974 — Смешные люди! — Машуня, жена следователя
  • 1974 — Осень — Дуся
  • 1974 — Самый жаркий месяц — Таня
  • 1974 — Сергеев ищет Сергеева — председатель месткома
  • 1976 — Сладкая женщина — Анна Александровна Доброхотова
  • 1976 — Труффальдино из Бергамо — Смеральдина, служанка в доме Панталоне (вокал — Елена Дриацкая)
  • 1977 — Подранки — Тася
  • 1977 — Обратная связь — Медведева
  • 1978 — Гарантирую жизнь — Ольга
  • 1978 — Уходя — уходи — Марина
  • 1978 — Вас ожидает гражданка Никанорова — Катя Никанорова
  • 1978 — След на земле — Клава
  • 1979 — Отпуск в сентябре — Валерия
  • 1979 — Осенний марафон — Нина Евлампиевна Бузыкина
  • 1980 — Мнимый больной — Белина
  • 1980 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся — Алёна Миловидова
  • 1980 — Белый снег России — Надежда, русская жена Алёхина
  • 1980 — Однажды двадцать лет спустя — Надя Круглова
  • 1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Жужу, модистка
  • 1980 — Дульсинея Тобосская — Альдонса-Дульсинея
  • 1980 — Незваный друг — Анна Глушенкова, бывшая жена Виктора
  • 1981 — Проданный смех — фрау Бебер
  • 1982 — Детский мир — Людмила Яковлевна
  • 1983 — Одиноким предоставляется общежитие — Вера Николаевна Голубева
  • 1983 — Подросток — Татьяна Павловна
  • 1983 — Срок давности — Наталья
  • 1983 — Хозяйка детского дома — Александра Ивановна Ванеева
  • 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь — повариха
  • 1985 — Подвиг Одессы — тётя Груня
  • 1985 — Зимний вечер в Гаграх — Мельникова, певица
  • 1985 — Личное дело судьи Ивановой — Любовь Григорьевна Иванова, судья
  • 1985 — Прощание славянки — Женя
  • 1985 — Дети солнца — Меланья Николаевна, сестра Бориса Чепурного
  • 1987 — Избранник судьбы — трактирщица
  • 1988 — Жизнь Клима Самгина — Марина Петровна Зотова (Премирова)
  • 1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам — Аэлита
  • 1989 — Оно — Клемантинка де Бурбон
  • 1989 — Две стрелы. Детектив каменного века — Вдова
  • 1989 — Сердце не камень — Аполлинария Халымова
  • 1990 — Паспорт — Инга
  • 1990 — Собачий пир — Жанна
  • 1990 — Искушение Б. — Наталья Петровна, она же Маркиза
  • 1991 — Виват, гардемарины! — императрица Елизавета
  • 1991 — Чокнутые — княгиня Отрешкова
  • 1991 — Затерянный в Сибири — Фаина
  • 1991 — Тысяча долларов в одну сторону — Анфиса
  • 1991 — Курица — Алла
  • 1991 — Небеса обетованные — Люська, сожительница Васьки, посудомойка
  • 1992 — Гардемарины 3 — императрица Елизавета
  • 1992 — Осколок «Челленджера» — Зинаида
  • 1993 — Альфонс — Света
  • 1993 — Личная жизнь королевы — Рапа, генсек КПЗ
  • 1993 — Заложники «Дьявола» — Елена Сергеева
  • 1994 — Петербургские тайны — Татьяна Львовна Шадурская, княгиня
  • 1995 — Московские каникулы — Дуся
  • 1998 — Райское яблочко — Римма Петровна Крутилина, директор
  • 1998 — Хочу в тюрьму — Маша
  • 1999 — Криминальное танго — генеральша
  • 2000 — Любовь.ru — Марина
  • 2001 — Ростов-папа — Анна Гусарова
  • 2001 — Саломея — Василиса Саввична, сваха

Телеспектакли

Озвучивание мультфильмов

Награды и премии

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Гундарева, Наталья Георгиевна — это… Что такое Гундарева, Наталья Георгиевна?

Ната́лья Гео́ргиевна Гу́ндарева (28 августа 1948, Москва — 15 мая 2005, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Одна из самых популярных актрис советского кинематографа 1970—1980 годов.

В 1972—2001 годах ведущая актриса театра имени Маяковского. Наиболее известные роли сыграла в таких фильмах как «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома», «Однажды двадцать лет спустя» и других. Народная артистка РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1984), лауреат премии «Ника».

Биография

Начало

Родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке. Отец, Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей. Мать, Елена Михайловна, работала инженером-проектировщиком — руководителем группы — в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий. Любовь к театру передалась Наталье от матери, но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала — считала, что это не для неё. Восьмиклассницей Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. В 10-м классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей[1].

Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище. В 1971 году она окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева, где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатыревым, Натальей Варлей[1].

В 1971 году многообещающую выпускницу училища приглашали в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, но Гундарева выбрала Театр им. Маяковского, в котором служила до конца жизни[2]. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров предлагал молодой актрисе только эпизодические роли. В 1974 году в спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» по Островскому Гончарову понадобилось ввести новую актрису на роль Липочки, которую исполняла Татьяна Васильевна Доронина. После 10 дней репетиций Гундарева органично вошла в спектакль; её дебют в главной роли сразу был оценен театральной Москвой[3][4].

На сцене практически ни одна работа актрисы не оставалсь не замеченной критикой, как и её работы на телевидении: Дуньки в телеспектакле «Любовь Яровая» (режиссёр Турбин), Софьи в «Возвращении» по Тургеневу (режиссёр П. Резников), Мирандолины в пьесе Гольдони «Трактирщица». Однако, только к концу 1970-х Гундарева стала одной из ведущих актрис театра[5].

В кино, в эпизодических ролях, Наталья Гундарева снималась ещё с 1976 года. Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине «Сладкая женщина» Владимира Фетина. Предложения от кинорежиссёров следовали одно за другим. В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой[2].

Расцвет карьеры

1979—1984 годы становятся временем расцвета театральной и в кинематографической карьеры актрисы. Она ушла наконец от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.

Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда»[6]. Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в Театре на Малой Бронной. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны назначил Наталью Гундареву.

Честно говоря, дело тут не только в инсценировке, тогда у меня не было Н. Гундаревой. Ни на Бронной, ни потом в ГИТИСе я не мог осуществить ни инсценировку Дикого, ни свою, над которой начал работать, из-за отсутствия актрисы, способной поднять эту роль. Сергея-то найти было возможно; Катерину Львовну — нет!

— Андрей Гончаров «Режиссёрские тетради» [5]

Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» стал одной из наиболее значительных постановок в истории Театра им. Маяковского и с успехом шёл в течение 13 лет.

Другой её значимой ролью стала Нина Бузыкина в фильме «Осенний марафон». Ещё одно серьёзное достижение периода — Валерия в телефильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота» (1981 год, режиссёр В. В. Мельников). К сожалению, фильм был признан упадническим и дошёл до зрителя только в 1987 году.

Фильмы «Одиноким предоставляется общежитие» (режиссёр С.Самсонов) и «Хозяйка детского дома» (режиссёр В. Кремнев) вышедшие в 1984 году затрагивают социально важные темы одиноких женщин и брошенных детей. Аркадий Инин писал сценарий фильма «Одиноким предоставляется общежитие» и образ Веры Голубевой именно «под» Гундареву. Темы, поднятые в картинах, и мастерство актрисы вызвали большой отклик у аудитории — спустя много лет она продолжала получать письма от зрителей. Сама лишённая счастья материнства, Наталья Гундарева нередко воплощала на экране образ матери и в том числе многодетной матери — эти работы стали одними из лучших в её карьере[7].

Последние годы

С начала 1990-х актриса меньше снимается и репетирует. Сетует на то, что всё меньше ей предлагают подходящих ролей. Одной из заметных работ становится роль леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..» и княгини Шадурской в сериале «Петербургские тайны».

Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993—1995 работала в Госдуме во фракции «Женщины России»[8].

Ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить пагубную привычку. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя[9].

Последней работой в театре стала роль Леттис в «Любовном напитке» (1997). В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и перенесла пластическую операцию[6][10]. Последнюю роль — Василису Саввичну в сериале «Саломея» — актриса сыграла в начале 2001 года и зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой[11].

Гундарева, появившаяся на обложках глянцевых журналов после пластической операции, выглядела сногсшибательно, но это была всего лишь фотогеничная маска. На телеэкране — в движении все обстояло не столь радужно. Застывшее лицо отказывалось слушаться, и, судя по всему, это стало потрясением для чрезвычайно требовательной к себе актрисы… После радикального изменения внешности организм испытывает стресс, потому что сам себя не узнает.

— врач-невролог Нина Андриенко [8]

Гундарева, преданная одному театру, редко играла в антрепризных спектаклях и постановках других творческих коллективов. Она привыкла к определённой традиции и манере. В 2001 году Гундарева получила предложение от Олега Табакова в МХТ им. Чехова на роль Мадлены Бежар в «Кабалу святош» Булгакова. Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку и она начала репетиции. Однако, в новом коллективе были свои порядки и ей сложно было с ними свыкнуться. Гундарева всегда ответственно относилась к работе. Как вспоминал Игорь Костолевский: Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему все происходит не вовремя. В итоге от роли, незадолго до премьеры, Гундарева отказалась[12][13].

Июль 2001 года запомнился москвичам аномальной жарой[14]. Лето Наталья Гундарева проводила на даче в Подмосковье в районе станции Дедовск. В ночь с 18 на 19 июля Наталья Гундарева почувствовала себя плохо, и была доставлена в больницу с диагнозом нарушение мозгового кровообращения. Актрису экстренно перевезли в Институт Склифосовского, по дороге состояние её резко ухудшилось. 21 июля она впала в кому и врачи констатировали обширный ишемический инсульт. 27 июля пациентку перевели в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко и ситуация начала меняться к лучшему. 1 августа Гундарева полностью пришла в себя[15].

Постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулась речь и ограниченное движение. Врачи начали давать осторожно позитивные прогнозы на исход лечения. К лету 2002 года Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей. В 2002 году в рамках акции «Во имя здоровья» она занималась благотворительностью и помогала многим актёрам пройти курс лечения[16].

Больше Наталья Гундарева на сцену уже не выходила и не появлялась на публике. Несмотря на усилия родственников и врачей, полного выздоровления не наступало. В 2002 году во время прогулки поскользнулась и ударилась затылком.

15 мая 2005 года Наталья Георгиевна Гундарева скончалась в больнице Св. Алексия (бывшая 5-я градская) из-за повторного геморрагического инсульта. Похоронена 18 мая на Троекуровском кладбище в Москве[17].

Очерк творчества

Первые роли Натальи Гундаревой эксплуатировали характерную внешность. Образ типичной русской женщины, кустодиевской красавицы привлекал публику. Однако даже в дебютных ролях ощущались, что актриса способна на гораздо большее. Она воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность[6].

За почти 30-летнюю творческую карьеру Гундаревой удалось создать галерею разноплановых образов. Первая же роль — Липочки в «Банкроте» — показала, что актриса способна передавать тонкие нюансы психологии героини. Способность раскрыть и донести режиссёрскую мысль в персонажах с самых разных полюсов — ещё одна грань таланта актрисы ученицы вахтанговской школы[18]. ДраматургАлександр Володин упоминал даже о том, что с Гундаревой стало отождествляться представление о том, что её героини пошлые и приземлённые создания, своего рода хозяйки современной жизни. Но и в таких образах можно было увидеть тонкие штрихи, которые актриса создала своим дарованием в неприглядных героях. Карен Шахназаров считал, что Гундаревой, как никому другому в советском театре и кино, свойственны страстность, темперамент и точность в деталях. Её работа в фильме «Зимний вечер в Гаграх», по словам Шахназарова, спасла плоскую и маловыразительную по сценарию роль певицы Мельниковой[8].

Гундарева всегда считала себя прежде всего театральной актрисой. Андрей Гончаров стал для неё больше чем режиссёром и наставником. В статье, посвящённой его памяти, актриса писала: Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера…[5]. Партнёры по сцене считали, что Наталья Гундарева и Армен Джигарханян — идеальные актёры для Гончарова. Гундаревой всегда был больше по душе академический театр, традиции чеховской и горьковской драматургической школы. В 1990-е годы ей было очень сложно свыкнуться с новыми веяниями и авангардистскими изысками. Как вспоминал Виктор Мережко, создавший в своих сценариях несколько интересных героинь для актрисы, с конца 1980-х началась эксплуатация её профессиональных возможностей[19].

Мне кажется, что театр из Храма превращается в балаган. Из носителя духовности и нравственности — в царство натурализма, цинизма и примитивизма… Все традиции, которые складывались десятилетиями, попираются и осмеиваются новыми дельцами от искусства. Этот вирус проникает даже и в традиционные реалистические классические постановки, которых становится все меньше, — их просто уже стыдятся ставить.

— из интервью актрисы [15]

Гундаревой удалось успешно поработать и в таком сложном жанре как художественное чтение. Она всегда любила русскую классику, особенно Достоевского и Лескова. Ещё во время учёбы в Щукинском училище педагог Дина Андреева привила будущей актрисе вкус к слову, способность передать слушателю его музыку и колорит. В 1981 году Наталья Гундарева записала для ЦТ СССР моноспектакль «Тупейный художник», в котором она читала прозу Лескова[5].

Теперь очевидно, что, ограничивая актрису, режиссёры словно насильно совершили выдающееся открытие. Таких «простых» женщин, как женщины Гундаревой, в советском кино ещё не было. «И простые бывают роковыми, а роковые — простыми»…

— Михаил Трофименков[18]

Особенно ценным для актрисы было то, что Андрей Александрович Гончаров всегда искал и находил для неё такие роли, которые по-новому раскрывали её творческие возможности[источник не указан 24 дня]. Это Люська в булгаковском «Беге» (1978), Катерина Львовна Измайлова в «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова (1979), Мадам в «Агенте-00» Г. Боровика (1984), многие другие спектакли: «Жизнь Клима Самгина» М. Горького (Маргарита, 1981), «Молва» А. Салынского (Садофьева, 1982), «Она в отсутствии любви и смерти» Э. Радзинского (Подруга матери, 1984), «Я стою у ресторана» Э. Радзинского (Она, 1987, режиссёр В. Портнов), «Виктория?..» Т. Реттигана (Леди Гамильтон, 1991), «Жертва века» А. Островского (Глафира Фирсовна, 1994), «Театральный романс» («Кукушкины слезы») А. Н. Толстого (Огнева, 1995), «Любовный напиток» («Леттис и Лавидж») П. Шеффера (Леттис Дуффе, 1998, режиссёр Т. Ахрамкова).

Семья и личная жизнь

Наталья Гундарева трижды была замужем. В 1973 году во время съёмок телевизионного спектакля «Обрыв» она познакомилась с Леонидом Ефимовичем Хейфецем. Известный режиссёр был на 14 лет старше молодой актрисы. Сразу после съёмок они поженились. Леонид Ефимович — который, до того как обзавёлся семьёй, не имел своего жилья и обитал прямо в театре — получил квартиру. Через шесть лет супруги развелись. Гундарева жаловалась, что разрывается между семейными заботами и навалившейся тогда высокой профессиональной востребованностью[20].

В 1979 году во время работы над звёздным спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Гундарева сблизилась со сценическим партнёром по роли Виктором Корешковым. После короткого и бурного романа они поженились, но брак вскоре распался.

Михаил Филиппов, актёр театра Маяковского с 1973 года, и с Гундаревой они были давними знакомыми. В 1986 году они поженились, и в этом браке актриса обрела счастье, не расставшись с Михаилом до самой смерти. До брака с Гундаревой Филиппов был женат на дочери Андропова — Ирине[20]. Как вспоминала сама актриса

Миша пришёл в наш театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу, — Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы… Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он…

[8]

Последние годы актриса провела в своей квартире в Москве на 1-й Тверской-Ямской[9].

О первом и особенно о втором браке актриса не любила вспоминать. Детей у Натальи Гундаревой не было. Сама она говорила, что детей ей заменил театр[16]. Однако у Натальи Гундаревой в 40 лет появилась так называемая «приемная дочь» Ирина Дегтева. О ней писал муж Гундаревой Михаил Филиппов в книге воспоминаний «Наташа»: «Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку…» Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли — Человеческого детеныша — Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого Подкидыша, ребёнку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали — она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы».

Награды и премии

Творчество

Фильмография

  1. 1966 — Хмырь — здоровячка
  2. 1972 — Здравствуй и прощай — Надёжка
  3. 1972 — В Москве проездом… — продавщица в ГУМе
  4. 1973 — Назначение — Майя Золотковаа
  5. 1973 — Ищу человека — Клава
  6. 1974 — Смешные люди — Машуня
  7. 1974 — Осень — Дуся
  8. 1974 — Самый жаркий месяц — Таня
  9. 1974 — Сергеев ищет Сергеева — Председатель месткома
  10. 1974 — Счастье не ищут в одиночку — Майка
  11. 1974 — Не страшное — Елена
  12. 1975 — Возвращение — Софья
  13. 1975 — Трактирщица — Мирандолина
  14. 1976 — Сладкая женщина — Анна Александровна Доброхотова
  15. 1977 — Подранки — Тася
  16. 1977 — Труффальдино из Бергамо — Смеральдина
  17. 1977 — Обратная связь — Медведева
  18. 1978 — Гарантирую жизнь — Ольга
  19. 1978 — Уходя — уходи — Марина
  20. 1978 — Капитанская дочка (телеспектакль) — Екатерина Вторая
  21. 1978 — Вас ожидает гражданка Никанорова — Катя Никанорова
  22. 1978 — След на земле — Клава
  23. 1979 — Отпуск в сентябре — Валерия
  24. 1979 — Осенний марафон — Нина Евлампиевна Бузыкина
  25. 1980 — Следствие ведут знатоки. Ушёл и не вернулся — Алена Миловидова
  26. 1980 — Белый снег России — Надежда, русская жена Алехина
  27. 1980 — Однажды двадцать лет спустя — Надя Круглова
  28. 1980 — Мнимый больной — Белина
  29. 1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Зина
  30. 1980 — Дульсинея Тобосская — Альдонса-Дульсинея
  31. 1980 — Незваный друг — Глушенкова
  32. 1981 — Проданный смех — Фрау Бебер
  33. 1982 — Детский мир — Людмила Яковлевна
  34. 1983 — Одиноким предоставляется общежитие — Вера Николаевна Голубева
  35. 1983 — Подросток — Татьяна Павловна
  36. 1983 — Срок давности — Наталья
  37. 1983 — Хозяйка детского дома — Александра Ивановна Ванеева
  38. 1983 — Обрыв — Марфинька
  39. 1984 — И жизнь, и слёзы, и любовь — повариха
  40. 1985 — Подвиг Одессы — Груша
  41. 1985 — Зимний вечер в Гаграх — певица Мельникова
  42. 1985 — Личное дело судьи Ивановой — Иванова
  43. 1985 — Прощание славянки — Женя
  44. 1985 — Дети солнца — Мелания
  45. 1986 — Переход на летнее время — Венцова
  46. 1987 — Избранник судьбы — трактирщица
  47. 1988 — Жизнь Клима Самгина — Марина Зотова
  48. 1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам — Аэлита
  49. 1989 — Оно — Клемантинка де Бурбон
  50. 1989 — Две стрелы. Детектив каменного века — Вдова Длинного
  51. 1989 — Сердце не камень — Аполлинария Халымова
  52. 1990 — Паспорт — Инга
  53. 1990 — Собачий пир — Жанна
  54. 1990 — Искушение Б. — Наташа
  55. 1991 — Виват, гардемарины! — Императрица Елизавета
  56. 1991 — Чокнутые — княгиня Отрешкова
  57. 1991 — Затерянный в Сибири — Фаина
  58. 1991 — Тысяча долларов в одну сторону — Анфиса
  59. 1991 — Курица — Алла
  60. 1991 — Небеса обетованные — Люська
  61. 1992 — Гардемарины 3 — царица Елизавета
  62. 1992 — Осколок «Челенджера» — Зинаида
  63. 1993 — Альфонс — Света
  64. 1993 — Личная жизнь королевы — Рапа
  65. 1993 — Заложники «Дьявола» — Сергеева
  66. 1994 — Петербургские тайны — княгиня Татьяна Львовна Шадурская
  67. 1995 — Московские каникулы — Дуся
  68. 1996 — Милый друг давно забытых лет
  69. 1998 — Райское яблочко — Крутилина
  70. 1998 — Хочу в тюрьму — Маня
  71. 1999 — Криминальное танго (вышел в 2003)
  72. 2000 — Любовь.ru — Марина
  73. 2001 — Ростов-папа — Анна Гусарова
  74. 2001 — Саломея — сваха Василиса Саввична

Озвучивание мультфильмов

  1. 1984 — Сказка о глупом муже
  2. 1986 — Сказка о глупом муже
  3. 1993 — Шут Балакирев — Екатерина I

Роли в театре

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

биография, личная жизнь, муж, дети, семья

Актерские работы Натальи Гундаревой навсегда сделали ее легендой отечественного кинематографа, привлекая до сих пор внимание миллионов зрителей. Народную артистку боготворили, обожали и собирали вырезки из журнала “Советский экран”. За годы своей творческой биографии ей было сыграно немало разноплановых образов, но многие поклонники полюбили ее простых русских героинь, которые, несмотря на трудности и лишения, обладали неиссякаемым оптимизмом.

Гундарева не представляла себя без актерской профессии и каждую роль пропускала через себя. Она не только блистала на съемочной площадке, но и считалась театральной примой. Наталья Георгиевна поражала своих коллег энергией и задором, поэтому мало кто знал, что она иногда плакала и печалилась по поводу неудачей в личной жизни. Лишь в третьем браке она обрела женское счастье, прожив со своим мужем до последних дней.

Детская любовь к театру

Будущая актриса родилась в 1948 году в Москве. Ее отец и мама работали инженерами, но, несмотря на серьезную профессию, очень любили ходить на театральные постановки. Неудивительно, что вскоре они взяли с собой и 5-летнюю Наташу, которая пришла в восторг от сказочной постановки «Синяя птица». С этого времени девочка мечтала попасть на сцену, собираясь стать или актрисой, или балериной. Будучи школьницей, она посещала разные кружки в местном Доме пионеров, а также записалась в драмкружок, где ей доставались разные роли.

Несмотря на увлечение актерской работой, родители Натальи настояли, чтобы она пошла по их стопам. Девушка подала документы в инженерно-строительный институт, но даже не успела сдать экзамены, так как решила попытать счастье и поступить в театральное училище имени Щукина. К этому шагу ее подтолкнул друг, с которым она играла в драмкружке. Будущая актриса смогла покорить членов приемной комиссии, продемонстрировав им свою харизму и способности перевоплощения, и вскоре стала студенткой вуза.

Успех на театральной сцене и в кино

В 1971 году Гундарева попрощалась со студенческой жизнью и занялась развитием карьеры. Получив приглашение сразу от нескольких театров, она выбрала сцену театра имени Маяковского, где прослужила более тридцати лет.

На фото Наталья Гундарева в молодости

Начинающая актриса не сразу раскрыла свой талант перевоплощения, так как режиссёр выбирал для нее роли незначительных героинь. Лишь через три года она смогла привлечь к себе внимание заядлых театралов, сыграв на сцене роль Липочки в спектакле «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся». К значительным работам Натальи Георгиевны можно также отнести таких персонажей:

  • Катерина из «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • Лариса Садофьева из «Молвы»;
  • Мадам из «Агента 00»;
  • Она из «Я стою у ресторана…» и других.

Ее сотрудничество с кинематографом началось одновременно с театральной карьерой, но и на экране актрису впервые отметили в 1976 году, когда она появилась в мелодраме «Сладкая женщина». С этого времени в карьере Гундаревой наступили значительные перемены, и режиссеры уже не предлагали ей простых деревенских тружениц, видя в ней немало многогранных образов.

кадр из фильма “Обрыв” 1973 год

За этот период она обрела статус звезды экрана и пополнила свою фильмографию яркими работами в многочисленных картинах:

  • «Труффальдино из Бергамо»;
  • «Однажды двадцать лет спустя»;
  • «Одиноким предоставляется общежитие»;
  • «Хозяйка детского дома»;
  • «Осенний марафон»;
  • «Петербургские тайны».

Романы с мужчинами и браки

Юная Наташа не могла похвастаться стройными формами, и при своем росте имела несколько излишний вес. Но будучи такой пышечкой, жизнерадостная и открытая девушка пользовалась повышенным вниманием у мужчин. Начинающая актриса часто попадала под чары своих коллег по цеху, а затем выбиралась из этих романов с душевными ранами. Так, еще в молодости она полюбила Владислава Долгорукова, за которого даже хотела выйти замуж. Родители жениха и невесты были против того брака, поэтому эта свадьба так и не состоялась.

На фото Леонид Хейфец – первый муж Натальи Гундаревой

Пережив расставание с бывшим возлюбленным, Гундарева вновь закрутила служебный роман, а ее избранником на этот раз стал Леонид Хейфец, который был значительно старше ее. Режиссер в тот период был женат, но из-за молодой возлюбленной он развелся с женой. Будущая жена Хейфеца сразу же не понравилась его маме, но это не помешало влюбленным сыграть свадьбу. Актриса очень любила мужа, но ее занятость в театре и постоянные съемки в кино со временем отдалили супругов. Вскоре получилось так, что она вынуждена была прервать свою беременность. Последствия аборта оказались чреватыми: больше она уже не могла иметь детей. Этот брак просуществовал всего шесть лет, и после развода Наталья Георгиевна занялась обустройством личной жизни.

Виктор Корешков – второй муж актрисы

Вскоре 30-летняя звезда кино сблизилась с Виктором Корешковым, с которым вместе играла в нашумевшем спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». Повстречавшись несколько месяцев, пара решила связать себя узами брака. Многие коллеги по театру мало верили в истинные чувства ее избранника, считая, что начинающий актер просто хочет использовать ее расположение. Уже через два года она случайно узнала, что ее любимый муж ей изменяет. После развода актер ушел к другой женщине, но через несколько лет его возлюбленная ушла из жизни по трагической случайности. По некоторым источникам СМИ, после этого Корешков примкнул к староверам и некоторое время жил отшельником.

Оправившись от развода, Наталья Георгиевна начала встречаться с Сергеем Насибовым, но и этот роман закончился расставанием. Лишь в 1986 году звезда кино смогла наладить свою личную жизнь. Со своим будущим мужем, Михаилом Филипповым она служила в театре Маяковского. Когда мужчина только пришел в коллектив, он сразу же отметил актрису и часто потом бывал с ней в одних компаниях. Сначала в ходе работы и общения между ними возникла симпатия, а когда они были на гастролях, начался роман. Ранее Михаил Иванович был в браке с филологом Ириной, дочерью Юрия Андропова, с которой воспитывал сына. После отношений с Гундаревой актер ушел из семьи и зарегистрировал с ней союз.

Михаил Филиппов – третий муж Гундаревой

Их гармоничной и любящей паре завидовали многие люди, и иногда супруги находили под дверью иголки с солью, а также царапины на машине. Народная артистка была энергичной и стремительной натурой, не терпела лени и бездействия. Однако, она прощала мужу все его недостатки, и ее оптимизма хватало на двоих. Сама актриса считала, что ей очень повезло с мужем, вот только ее печалил тот факт, что она не может подарить ему ребенка. Вскоре в их семье появилась Ирина Дёгтева, которая была давней поклонницей звезды экрана. Девушка поселилась у них в квартире, помогала супругам по хозяйству и даже ездила с ними на гастроли, став для них близким человеком. «Приемная дочь» была рядом с Натальей Георгиевной и в годы, когда та тяжело болела. После смерти своей любимицы женщина вернулась в родной Подольск, где устроилась на работу в качестве водителя.

Последние годы жизни

Перешагнувшие 50-летний возраст, актриса не захотела мириться с возрастом, так как хотела еще сыграть заметных персонажей. Она смогла значительно снизить свой вес и улучшить свой внешний вид. По некоторым данным, Гундарева не только принимала тайские таблетки, но и сделала несколько пластических операций. Но вместе ожидаемого результата у нее начались проблемы со здоровьем.

Еще в начале 80-х годов у нее возникали приступы гипертонической болезни, а летом 2001 года Народная артистка РСФСР перенесла ишемический инсульт. Врачи смогли вывести ее из комы, после чего Наталья Георгиевна медленно пошла на поправку. Но она уже не смогла вернуться к работе и почти не появлялась на публике. Несмотря выполнение всех рекомендаций медиков, самочувствие 56-летней звезды кино ухудшалось. Ее сердце остановилось 15 мая 2005 года, а причиной смерти стал геморрагический инсульт.

Кадр из сериала “Петербургские тайны”

Когда любимой жены не стало, Михаил Иванович долго не мог прийти в себя, но через четыре года смог вновь наладить личную жизнь. Он женился на своей коллеге по театру – Наталье Васильевой. Актер до сих пор переживает ранний уход любимой женщины, но он прячет от всех свою боль. Михаил Иванович написал о ней книгу, назвав ее «Наташа». В своих воспоминаниях он делится с читателями, как проходила их семейная жизнь, и какие слова любви они говорили друг другу.

Интересные факты

  1. Когда начинающая актриса увидела себя впервые на экране, она пришла в ужас от своих роскошных форм, считая, что с такими габаритами нельзя сниматься в кино. Но зато зрители и режиссеры видели в ней женственных и симпатичных персонажей, и даже ее веснушки казались тогда прелестными и волновали многих мужчин.
  2. На репетициях и съемочной площадке Гундарева всегда демонстрировала не только свое мастерство, но и веселую энергичную натуру. Однако, мало кто знал, что дома она предпочитала сумрачную обстановку, из-за чего шторы в ее комнате всегда были плотно занавешены. Еще до болезни актриса признавалась, что чувствует себя несчастной и одинокой, воспринимая жизнь как трагедию.
  3. Еще с детских лет она имела привычку экономить во всем, и даже став звездой кино, лично занималась ремонтом и крупными покупками. Ее мама всегда вспоминала, что первым словом маленькой Наташи стало «сама».
  4. Прослужив много лет в Театре имени Маяковского, она обрела статус настоящей примы и хозяйки. Не все любили успешную звезду, были и такие, кто желал ей провала в карьере.
  5. Наталья Георгиевна верила в приметы, и когда выходила на сцену, постоянно гоняла всех театральных уборщиц с пустыми ведрами.
  6. Она любила благоухающие кусты роз, поэтому дома в вазе всегда стояли ее любимые цветы.

stars-biography.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *